История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Слово ФАМИЛИЯ придумали не в России. Но мы "изобрели" его новое значение.

Само слово familia появилось впервые в Древнем Риме (точнее всего значение этого слова можно передать словом «семья»). Правда, римляне в это понятие вкладывали более широкий смысл. Римская "семья" включала в себя не только современное русское значение "круг близких родственников, живущих совместно". Оно толковалось более широко.

Общество любителей российской словесности, Топонимическая комиссия Московского центра Русского географического общества, Информационно-исследовательский центр «История Фамилии», дирекция музея В.И.Даля с глубоким прискорбием сообщают о кончине выдающегося учёного-москвоведа, опытнейшего историка, прекрасного публициста и писателя, мудрого редактора и издателя книг о Москве и Московском крае Юрия Николаевича АЛЕКСАНДРОВА, последовавшей вечером 20 июля 2009 года.

Общество любителей российской словесности, Топонимическая комиссия Московского центра Русского географического общества, Информационно-исследовательский центр «История Фамилии», дирекция музея В.И.Даля с глубоким прискорбием сообщают о кончине выдающегося учёного-москвоведа, опытнейшего историка, прекрасного публициста и писателя, мудрого редактора и издателя книг о Москве и Московском крае Юрия Николаевича АЛЕКСАНДРОВА, последовавшей вечером 20 июля 2009 года.
Ю.Н.Александров родился в 1921 году. В 1939 году был призван с первого курса Московского университета в Красную Армию. Участник Великой Отечественной войны: в действующей армии - с июня 1941 года. Осенью 1941-го оказался в окружении, попал в плен, бежал из фашистского концлагеря. Снова был пленён, снова бежал, в 1943 году был направлен в штрафбат. Воевал рядовым связистом. Награждён боевыми медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией». Участник войны с Японией. После войны окончил исторический факультет Московского государственного университета. Ю.Н.Александров - кандидат исторических наук, известнейший исследователь и знаток прошлого Москвы, автор работ по истории русской архитектуры. Долгие годы заведовал редакцией краеведения в издательстве «Московский рабочий». Из-под пера Ю.Н.Александрова вышли такие блестящие книги, как, например, «Музыка в камне. Архитектурные сокровища Москвы» (1981), «Москва. Диалог путеводителей» (1982), «Москва заповедная» (1991),  «История Москвы в памятниках» (2002), «Я с Москвою повенчан» (2007) и многие другие. Юрий Николаевич Александров принимал активное участие в движении за возвращение исторических названий улиц на карту столицы, был членом Научно-общественного совета по топонимике Советского фонда культуры в конце 80х - начале 90х годов, активно трудился долгие годы и в комиссии по наименованиям улиц при мэрии Москвы. В последний период своей жизни работал в журнале «Наше наследие». Прощание с Ю.Н.Александровым состоится в четверг 23 июля в морге Боткинской больницы, начало траурной церемонии – в 10 час. 50 мин.
ОНОМАСТИКА-ИНФОРМ

 

С  Л  О  В  О    П  Р  О  Щ  А  Н  И  Я

 

Его жизнь была растворена в российской исторической науке, которую он любил безмерно, его судьба была слита с судьбой Москвы, его книги и статьи были гласом надежд, тревог, боли и радостей столицы России, его жизнь была жизнью настоящего рыцаря чести, и поэтому о кончине Юрия Николаевича Александрова должна плакать и рыдать вся просвещённая Москва! Ушёл Юрий Александров… Но учёные-просветители не уходят, особенно такой величины, как Юрий Николаевич. Закончилась его земная жизнь, но начинается бессмертие — бессмертие его книг, бессмертие его души.Верю, что жизнь Юрия Александрова будет продолжаться и в лучших произведениях новых поколений исследователей-москвоведов и публицистов, ибо стыдно после него писать плохо, ибо стыдно после него жить без стыда и совести, ибо невозможно после него историку Москвы быть мелким и сервильным.Ушёл великий патриот Москвы. Ушёл в бессмертие, оставив нам немало мудрых заветов по защите истории столицы и её памятников, -  защите от воинствующего диктата денег и пошлости, от всевластия нынешнего жадного и изжившего себя семейно-чиновничего клана.  Советую вам, прочитайте последнюю книгу Юрия Александрова «Я с Москвою повенчан». Душа ваша станет чище, ум – яснее, а глаза – зорче…  Спасибо Вам, дорогой и незабвенный Юрий Николаевич: нам была дарована высокая честь быть Вашими современниками, нам была ниспослана Богом в важные моменты жизни ощущать Вашу помощь – словом, делом, помышлением и самим примером Вашего служения науке и Отечеству. Покойтесь с миром!

Михаил ГОРБАНЕВСКИЙ, доктор филологических наук, профессор, москвовед.

=================================== ===================================

Из воспоминаний Ю.Н.Александрова о войне=================================

 

 

 

Из заметок о Ю.Н.Александрове
Евгений Бень


Одолевая годы
Мне случилось познакомиться с Юрием Николаевичем Александровым в 1988-м году через несколько месяцев после основания журнала «Наше наследие», где я работал с первого дня. Помню, как в кабинет вошел новый ведущий научный редактор — подтянутый спортивный крепкий человек на вид лет 45-ти и рассказал, что его разжаловали из заведующего редакцией издательства «Московский рабочий»… «за старость». Ю.Н. Александров и тогда, и сейчас и внешне, и внутренне был моложе своего физического возраста едва ли не на четверть века.
Где бы ни трудился Юрий Николаевич, на протяжении долгих десятилетий он независимо от всех на свете штатных расписаний занимал и занимает должность главного москвоведа российского пространства. Александров — автор двадцати двух книг по истории, архитектуре, топонимике столицы. С журналом «Наше наследие» тесно сотрудничает и сегодня. Наша газета тоже неоднократно публиковала его очерки.
Последняя книга «Я с Москвою повенчан…» (М., «Северный паломник», 2007) — рассказ человека, идущего по своему многотрудному и яркому пути рука об руку с любимым городом. Любовь Ю.Н. Александрова к Москве — это бесконечное ее познание, это проникновение в себя, в своих близких, во все вокруг через Москву.
За его плечами остались фронт и фашистские концлагеря, штрафбат и сталинские тюрьмы, бесконечная борьба за увековечивание памяти о родном городе в печатных изданиях.
По своему характеру Александров всегда стремится идти вровень с эпохой, а во взгляде на Москву в чем-то опережать время. Поэтому мы представляем его книгу воспоминаний ее завершающей главой, обращенной к современному мегаполису.

 

Юрий Александров

О нашем времени судить не нам


Москва начала XXI века развивается в условиях демографического кризиса и дерзких вызовов со стороны некоторых государств, в том числе и соседних. Перспективы, на мой взгляд, не столь радужные, как хотелось бы.

Ушло в прошлое представление о Москве как о радушной и хлебосольной. На долю столицы и раньше выпадало немало суровых испытаний. Я видел Москву 20-х и 30-х годов прошлого века, когда москвичи жили в скудости, изолированные от всего мира. В то время Москва была столицей Третьего Коммунистического интернационала, еще хранившая следы Третьего Рима, фанатично выкорчевываемые «новаторами». Я помню ее послевоенную, суровую, жизнь которой была сопряжена с лишениями, острым дефицитом всего, постоянными очередями и пустыми прилавками. На наших глазах Москва превратилась в «город контрастов»: с одной стороны — блеск зеркальных витрин роскошных магазинов и модных бутиков, шикарных ресторанов и уютных кафе, предлагающих меню на любой вкус, с другой — удручающее количество нищих и беспризорников. Москва стала русским Лас-Вегасом. На каждом углу казино и игорные дома. Между этим городом роскоши и купеческого размаха и Москвой трудовой, интеллигентной, городом науки и культуры пролегла граница, переход через которую определяется толщиной вашего кошелька. Граница эта повсюду — на соседней улице и на окраине города.

Я всегда ненавидел границы, всяческие посты и заставы, шлагбаумы и колючую проволоку, по объему производства которой, как говорят, советская России занимала первое место в мире. 40 лет я был невыездным. Моя жажда познания мира ограничивалась родной страной, хотя я и пересекал ее с запада на восток и с севера на юг. И только с началом 80-х годов «железный занавес» для меня стал постепенно подниматься. Сначала я получил возможность увидеть Варшаву, с ее восстановленным Старым Мястом — символом окончательной победы над фашизмом, и Краков, красавец Будапешт и Бухарест, любимую Злату Прагу и братскую Софию.  И, наконец, незабываемый 1988 год, когда для меня пала «западная граница». Я увидел «вечный» Рим, Флоренцию и Венецию, а затем в мою коллекцию городов вошли Париж и Лондон, колыбель европейской цивилизации — Афины, Мадрид и Барселона, хранящие неповторимые творения Гауди, Стамбул (а для меня Константинополь с его Софией — Второй Рим), Стокгольм и Копенгаген, Нью-Йорк и Вашингтон.

И каждый раз образы этих, столь различных городов я проецировал на Москву, понимание которой становилось все более глубоким. И на этом контрасте я сделал очень важный для меня вывод: Москва ни в чем не уступает самым прославленным столицам мира.  Историю столицы я воспринимаю через архитектуру, которую изучал в течение многих лет. По существу, к началу XXI века в недрах старой Москвы возник совсем новый город, в котором, на фоне глобальных технологических достижений, соседствуют традиции и авангард.  В последнее время архитектура получила невиданную ранее свободу. Впервые с начала XX века стало возможным существование различных взглядов и направлений. Архитектура стала практически свободной от контроля государства.  Однако свобода творчества таит в себе и большую опасность, о чем свидетельствует картина новейшего московского градостроительства. С одной стороны — пресечение унылого серого утилитаризма, отход от типовых проектов, продиктованных социальным заказом, с другой — демонстрация невзыскательного, банального вкуса, доморощенного стиля, подчас чудовищная «тортовая» гипертрофия форм, во многом определяемая вкусом заказчика.  В массовой застройке города продолжается традиционное копирование проектов, публикуемых западными архитектурными журналами, что порождает эпигонство и провинциализм наших, казалось бы, самых передовых и дерзновенных проектов.  Москва заметно «подросла». Резко изменился и ее многопрофильный силуэт. Многоэтажность, диктуемая, прежде всего, экономическими причинами, стала приметным явлением наших дней. Среди особенно ярких и весьма спорных сооружений последнего времени можно назвать: Торговый дом «Наутилус» на Лубянской площади, стеклянную призму «Макдональдса» на Тверской, гигантский кристалл Газпрома, здание Бизнес-центра на юго-западе, стройную башню Инфобанка на проспекте Вернадского, административное здание и банк на Балчуге, элегантный «Дом тысячелетия» на Трубной улице, жилые дома в Кисловском переулке и целые жилые комплексы — «Золотые ключи», «Алые паруса» и, конечно, самое высокое сооружение Европы - «Триумф-палас» на окраине Ходынского поля.  Увлечение «русским» стилем с шатровым завершением построек, превращавшим их в гигантские карандаши, прошло, открыв дорогу постконструктивизму, с характерной для него геометрически четкой композицией и аскетизмом форм.  Тем не менее, с глубокой болью я вынужден признать, что в архитектуре новой Москвы, при всех ее достоинствах, в известной степени, происходит поглощение исторически сложившегося образа города, который является бесценным достоянием, мировой художественной сокровищницей. К тому же, катастрофически нарастающая транспортная перегрузка в городе создает далеко не комфортные условия существования уникальных историко-архитектурных памятников столицы, хотя их статут охраняется законом.  Несмотря на современную архитектурную вакханалию и колоссальные утраты, Москва с ее уникальными историко-архитектурными памятниками, на мой взгляд, остается все же историческим городом. Поэтому для зодчих, проектирующих крупные современные сооружения, приоритетным должен стать так называемый «средовой подход» (в настоящее время больше декларируемый, чем реализуемый) — то есть более щадящий учет пространственного окружения новостройки, в особенности, если оно имеет историческое значение.   Будут ли наши потомки жить в городе, которым они смогут гордиться и где наряду с оригинальной современной архитектурой бережно сохранятся исторические памятники, или станут Иванами, не помнящими родства, — зависит от нас.

Ежемесячная газета «Информпространство»

l

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Девушка по имени Лена, которую я встретил 12 октября неподалеку от станции 'Кузьминки'.

Твои белокурые волосы и красное пальто - все, что у меня осталось. Прошу откликнуться. Игорь.

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях: ВКонтакте и Facebook

По секрету

Слово ФАМИЛИЯ придумали не в России. Но мы "изобрели" его новое значение.

Само слово familia появилось впервые в Древнем Риме (точнее всего значение этого слова можно передать словом «семья»). Правда, римляне в это понятие вкладывали более широкий смысл. Римская "семья" включала в себя не только современное русское значение "круг близких родственников, живущих совместно". Оно толковалось более широко.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Девушка по имени Лена, которую я встретил 12 октября неподалеку от станции 'Кузьминки'.

Твои белокурые волосы и красное пальто - все, что у меня осталось. Прошу откликнуться. Игорь.

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.