История Фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Происхождение имён, фамилий и других имён собственных.

Москва: +7 (903) 616-35-89, +7 (499) 760-26-04, +7 (495) 518-09-61
  Мобильная версия
Краснодар: +7 (918) 661-41-41
Киев: +38-067-317-43-61; +38-050-961-94-24
 

 другие города…

Назарова Екатерина Борисовна. Организация лингвокраеведческой работы в средней школе (тезисы доклада на 50-й Научной студенческой конференции по топонимике, 2015 г.).

Назарова Екатерина Борисовна

Организация лингвокраеведческой работы в средней школе

,

     В настоящее время образовательный процесс  в средней школе должен быть направлен на достижение такого уровня знаний  учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Эта задача  формируется в ходе выполнения  исследовательских работ учащихся, что способствует развитию их личности, приобретению ими функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В современной школе как никогда актуальна задача по формированию духовных приоритетов школьника, формирование интереса к истории и культуре малой и большой родины,  привитие  эстетических идеалов, воспитание любви к родному краю. Поэтому  всё больше образовательных учреждений организуют ученические лингвокраеведческие исследования, как в рамках учебных предметов, так и межпредметных дисциплин.

     Лингвокраеведение подразумевает изучение лингвистических явлений на территории родного края: 1) собирание уникального диалектного материала (местных названий предметов, явлений природы, людей, животных, географических объектов, звёздного неба и т. д.); 2) реализация в педагогической деятельности «ситуации успеха», когда каждый из юных исследователей чувствует необходимость своего участия в общем деле.  Выполняя посильную для него исследовательскую задачу,  учащийся видит конкретный результат своей деятельности, расширяя свой кругозор и повышая, тем самым, самооценку.

     Лингвокраеведческие исследования в школе предполагают применение различных форм работы с учащимися: краеведческий кружок, элективный курс, научное общество, лингволаборатория,  лингвокраеведческая экскурсия, экспедиция, фестиваль, конференция, заседание мини-учёного совета, выпуск экрана научных открытий и достижений, периодических изданий в школьном формате.

     Лингвокраеведческое исследование ведётся по определённой  структуре. Это постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор  материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Организация исследований возможна  по нескольким  направлениям:  диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые  биографически  связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов.

     Как показывает практика, заниматься лингвокраеведением может любой школьник, независимо от возрастной категории и уровня успеваемости. Учащиеся МАОУ «СОШ № 31» принимают активное участие в ежегодной Республиканской ономастической конференции школьников. Я. Обросова исследовала урбанонимы посёлка Мясокомбинат, предварительно выявив с помощью анкетирования, что только 11% респондентов могут точно объяснить название улицы, на которой они проживают, 14% – знают приблизительно.  В ходе осуществления  поисково-исследовательской работы по изучению возникновения и развития посёлка Мясокомбинат, принципов номинации урбанонимов ученица выяснила, что предположительно источником   наименования   улицы Киевская – ойконим Киев, столица Украины.В первых домах, появившихся на этой улице, жили преимущественно выходцы из Украины, приехавшие на строительство мясокомбината. В послевоенные годы в нашей стране шёл активный процесс переименования улиц в честь героев Великой Отечественной войны.  В 1985 г. в связи с 40-летием Великой Победы  улица Киевская была  переименована в честь Героя Советского Союза Гармажапа Аюровича Гармаева (Решение Исполнительного комитета Улан-Удэнского Гор. Совета народных депутатов от 20 марта 1985 г., № 186; Ф. Р. 66. Оп. 4Д. 452. Л. 13)  [Улицы Улан-Удэ – памятники истории. Улан-Удэ, 2010.° C. 57]. Мотив именования переулка Ростовский  имеет две версии: 1) отантропонимический урбаноним по фамилии  прораба Ростовского, который руководил жилищным строительством  на этой улице. К сожалению, более полной информации о нём нам найти не удалось. 2) отойконимическое название от г.  Ростов-на-Дону, откуда прибыли первые строители. Улица Пугачёва – мемориальная и связана с исторической личностью – Емельяном Пугачёвым (1740/1742 – 1775), предводителем крестьянского восстания в России (1773 – 1775).

     Доклад Н. Кизиной «Школьные прозвища и неофициальные личные имена»  был отмечен на республиканской конференции 2013 г. лучшим среди учащихся начальных классов и рекомендован на пленарное заседание конференции. Н. Кизина  ознакомилась со справочной литературой по своей теме, выяснила, что на определённом этапе жизни человек кроме фамилии, имени и отчества может иметь иногда и прозвище. С этим явлением часто сталкиваются в школьной среде, где прозвищные  наименования выступают в роли неофициальных имён учащихся.

     Раздел ономастики,  изучающий имена людей, их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования,  называется антропонимика (от греч. anthropos– «человек», onyma– «имя»).  К антропонимам относятся имена собственные людей: личное имя, отчество,  фамилия, прозвище, псевдоним, кличка.

     Прозвища являются источником неофициального идентификатора человека. Эти именования не записываются в деловые бумаги,  используются, как правило, в небольшом коллективе. В течение жизни человек может не получить ни одного  прозвища или  иметь только одно индивидуальное прозвание, иногда, что достаточно редко,  может  иметь несколько прозвищ.

     В различных словарях даются следующие толкования прозвища.

     Прозвище – название, данное от какого-либо качества душевного или телесного, либо по какому-нибудь деянию [Словарь Академии Российской. Электронное издание. Т. 5. – 1789–1794.° C. 419].

     Прозвище – название, указывающее на какую-либо черту, особенность  или данное кому-либо в шутку, в насмешку [Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой, М., 1975.° C. 447 ].

     Прозвище – имя, которое приложили к кому-либо  в шутку, или по какому-либо случаю [Даль В. И. Толковый словарь живого  великорусского языка. Т. 3 – М., 1989.° C. 485].

     Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству [Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2008.° C. 791].

     Прозвище – вид антропонима, дополнительное, неофициальное имя, данное человеку окружающими людьми [Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., 1978.° C. 175].

     Разные словари не противоречат друг другу, сводя термин «прозвище» к оценочно-характеристическим неофициальным наименованиям. Прозвище, в отличие от имени, которое не выделяет никаких черт человека, либо каким- то образом связано с фамилией, именем, либо указывает на особенности внешности, характера, либо зависит от особых обстоятельств, в которых оно возникло.  Прозвище выделяет каждого отдельного человека в малом социуме: семье, среде школьников, студентов, узком профессиональном коллективе и т. д. Например, в классе у нескольких человек  может быть одинаковое имя, тогда как прозвища разные.

     История возникновения прозвищ уходит глубоко корнями в прошлое.  В прошлом у многих народов было в традиции иметь несколько имён. Люди отождествляли своё имя как «второе я». Они считали, что чьё–то имя, произнесённое чужим, злым человеком с недобрым умыслом, может привести к болезни и даже смерти именуемого. Отсюда возникла двуимённость: «настоящее» имя человека хранилось в тайне (его знали лишь немногие, самые близкие к нему люди). Однако человека надо было как-то называть. Как  следствие этого создавались обиходные имена: имена «обманные», «защитные» или «охранные»,  которые должны были защитить ребёнка от злых духов и невзгод. Иногда их называют именами-оберегами.

     До  XVII в. термин «прозвище» употреблялся в качестве равнозначного синонима к  термину «личное имя», обозначая лишь русские имена, а с XVIIв. получает значение дополнительного неофициального личного имени, часто данного в шутку, в насмешку.  По мнению учёных, основой многих фамилий послужили именно прозвища.

     В различных источниках предлагаются различные классификации прозвищных наименований. Наиболее подробную   классификацию предложил А. М. Селищев [Селищев А. М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество/ сост. Б. А. Успенский, О. В. Никитина. – М., 2003.° C.399–406]. Прозвища  распределены   в зависимости от  мотивации: признаков, лежащих в основе номинации:

1. Обстоятельства появления нового члена семьи (выражение ожидания или неожиданности появления нового члена, чувства родителей):  Найден, Ненаш, Краденой, Жданка, Миляй.
2. Охранные имена: Бессон, Живой, Захворай, Смола.
3. Внешний вид. Физические характеристики: Безбородой, Глаз, Жироха, Хромой.
4. Ассоциации с животными:  Рыжая корова, Кобылица, Волчий хвост.
5. Ассоциации с птицами: Беркут, Голубчик, Галчёнок, Курятина.

6. Насекомые. Пресмыкающиеся: Блоха, Гадинка, Змейка.
7. Рыбы: Ерш, Линев, Осетр, Судак, Щука.
8. Растения: Арбуз, Дубяга, Капуста, Рагоза, Проскуряк.
9. Пища: Говядина, Простокиша, Лепеха, Оладья.

10. Свойства: Быстрой, Глупой, Вялец, Горчак, Олух.
11. Одежда: Великие лапти, Кривой колпак, Семихвост.
12. Ассоциации с предметами быта: Бархат, Лапоть, Мутовка.

13. Семейные отношения. Порядок и время рождения: Первой, Пятух, Малюта, Девятко, Шостан.

14. Церковные отношения: Аминь, Богомаз, Неупокой, Грех, Высокой глаголь.
15. Социальное и экономическое положение: Селянин, Боярин, Бездворной, Пустодом, Холоп.

16. Профессия. Занятия. Должность: Кровопуск, Дудолад, Козодав, Мошенник.
17. Место проживания: Несвой, Муромец, Ростовец, Каргополец.
18. Этноним: Гречанин, Немчин.
      Было проведено исследование, в ходе которого  учащимся задавались вопросы:

1.     Есть ли у Вас прозвище (да или нет)?

2.     Какое? Где вас называют по прозвищу?

3.     Как оно образовалось? Кто его дал?

4.     Вам нравится, что вас так называют?

5.     Что лучше: имя или прозвище?

6.     Известно ли Вам прозвища других?

     Было собрано 41 школьное  прозвище, что составляет 11% от всего ученического состава школы.  Среди опрошенных 36 человек сообщили сами о своём прозвище, ещё 5 прозвищ  учащихся назвали другие школьники.  38 человек (92%), имеющие прозвище, знают,  как они образованы, ещё 3 (7%) – сомневаются. Большинство  учащихся (33, 80%), не против того,  что их называют по прозвищу,  8 школьников (20%) предпочитают имя.

     Среди учащихся, имеющих   прозвища,  28 (68%) мальчиков, 13 (32%)  – девочек. Основная часть прозвищ принадлежит учащимся среднего и старшего возраста.

     Мы  распределили. Практический   материал  на  основе классификации

А. М. Селищева в зависимости от мотивации  прозвища следующим образом.

     Отфамильные прозвища: Телега (Телегин), Туча (Тучинский), Комар (Комаров), Реут (Реутов), Митрофа (Митрофанов), Герасим (Герасимов), Прикот (Прикотов), Сосна (Сосновский), Сараня (Саранин), Садовый  (Садовников), Соболь (Соболев), Ефремка (Ефремова), Климоша (Климова), Поруба (Порубенко), Шиндя (Шиндязова), Гнеушиха (Гнеушева), Сапог (Сапожников), Нетёс (Нетёсов).

     По рифмовке с фамилией: Шанхай (Ханхаев).

     Отыименные прозвища: Киря (Кирилл), Лёлик (Алексей),  Анишка (Аня), Иринушка (Ирина).

     По внешнему признакуКлоп (имеет низкий рост для своего возраста),   Пухлый (полный), Косуля (красивая фигура), Шнапак  (большой нос), Косой (один глаз косит), Кролик (торчат передние зубы), Китаец (похож на китайца), Копчёная (тёмный цвет кожи).

     По  речевым особенностям: Гнус (говорит в нос, гнусавит).

     По  особенностям характера, поведения, привычек человека: Сорняк (выделяется  в любой компании), Еврей (скупой), Подсигарник (всегда имеет в наличии сигареты), Бес (взрывной характер), Кольщица (делала пирсинг).

     По умственным способностям: Умник (противопоставление: учится неудовлетворительно).

     По ассоциации(сходство внешних качеств человека с животными, неодушевлёнными предметами, известными людьми, различными персонажами): Барби (красивая девочка, похожа на знаменитую куклу), Глория (полная девочка, ассоциация с бегемотихой из мультфильма «Мадагаскар»).

     Прозвища, передавшиеся по наследству: Зюк (от прозвища старшего брата, который в детстве слово «жук» произносил как «зюк»).

     Результаты классификации нашего материала  в зависимости от мотивации прозвища представлены в диаграмме:

     В прозвищных наименованиях употребляются имена существительные и прилагательные, а также отглагольные образования (Клоп, Косой, Копчёная, Гнус < гнусавить).  Большинство прозвищ образованы способом  суффиксации (Анишка от Аня) и усечения (Киря от  Кирилл). Часть прозвищных наименований получены способом  онимизации, которая основана на переходе имён нарицательных в имена собственные (Кролик).

     Специфика прозвища как антропонимической  категории проявляется в двух главных функциях: номинативно-различительной и характеристической. Происхождение прозвищ  мотивировано. В прозвищах учащихся   нашей школы представлены различные варианты. Наибольшее число  прозвищ произошло от фамилий  (44%); на втором месте находятся прозвища по внешнему виду (20%); на третьем месте –  по  особенностям характера, поведения, привычек человека (12%), значительно меньше прозвищ  от имени (10%),  5%  составляют прозвища, которые образованы по ассоциации  и по 2% занимают прозвищные наименования по наследству, умственным способностям,  особенностям речи, по рифмовке.

     Давая человеку прозвище, окружающие тем самым выражают к именуемому своё отношение, чувства. И чем выше культура общества и внутренняя культура личности, тем меньше негативных оттенков содержит прозвищное наименование. Прозвища должны быть необидными, слегка насмешливы, ироничны, они не должны оскорблять человека, унижать его честь и достоинство.

      Значимость и всесторонняя эффективность лингвокраеведческих исследований в школе неоспорима. Как показывает практика, подобные исследования развивают интеллектуально-творческий потенциал личности ученика, прививает интерес к языку, истории, географии, способствует возрождению духовности, национального самосознания, воспитанию ответственного гражданина, полезного для общества.

Литература

1.     Вольтер Х., Мокиенко В. М. Большой словарь русских прозвищ. – М., 2007.

2.     Даль В. И. Толковый словарь живого  великорусского языка. Т. 3 – М., 1989.

3.     Майорова Т. М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //Русский язык в школе.2000.— № 4. – С.43–47.

4.     Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2008.

5.     Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., 1978.

6.     Полякова Е. Н. Из истории русских имён и фамилий. М., 1975.

7.     Ривкин Е. Ю. Методические рекомендации по организации и проведению ученических краеведческих исследований. // Образование в современной школе. – 2004. -№ 2. – С.36–40.

8.     Селищев А. М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество/ сост. Б. А. Успенский, О. В. Никитина. – М., 2003.– 632 с.

9.      Словарь Академии Российской. Электронное издание. Т. 5. – 1789–1794.

10.    Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой, М., 1975.

11.    Шулунова Л. В. Прозвища в антропонимии бурят. -  Улан-Удэ, 1985. – 96с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Назарова Екатерина Борисовна, краевед, учитель МАОУ «СОШ № 31», г. Улан – Удэ, Республика Бурятия

 

ВНИМАНИЕ!

Для оперативного получения заказа в городах, в которых отсутствуют наши представители,  заказывайте Электронные варианты Фамильных Дипломов. Такой заказ может быть выполнен в течение одного рабочего дня.

История фамилий - подарок на свадьбу

Хочу всё знать...

Какая из этих фамилий напоминает о «транспортной фамилии» предка?

По секрету...

Топором не вырубишь...

Научно-популярная газета «Мир имён и названий»

Поиск по сайту

Регистрация


История фамилии

              

Free business joomla templates
История фамилии © 1996-2017.

111
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100