История Фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Происхождение имён, фамилий и других имён собственных.

  Мобильная версия
Москва: +7 (903) 616-35-89, +7 (499) 760-26-04, +7 (495) 518-09-61
Краснодар: +7 (918) 661-41-41
Киев: +38-067-317-43-61; +38-050-961-94-24
 

 другие города…

Алемасова Екатерина Юрьевна. Антропонимикон мультипликационных фильмов (тезисы доклада на 50-й Научной студенческой конференции по топонимике, 2015 г.).

 

 

Алемасова Екатерина Юрьевна 

Антропонимикон мультипликационных фильмов

Современные дети отводят значительное время просмотру мультипликационных фильмов, которые играют важную роль в формировании и становлении личности ребёнка. Данный жанр киноискусства производит глубокое впечатление на маленького зрителя, формирует его представление о добре и зле, эталонах хорошего и плохого поведения. В анимационных фильмах практически отсутствуют нейтральные, немотивированные имена. Имя персонажа выражает образ, придаёт ему завершённость, сообщает информацию, заключённую в самом его звучании.

Целью нашего исследования является выяснение предпочтений детей в выборе мультипликационного фильма, источников образования имён персонажей. Материалом исследования послужили результаты анкетного опроса, проведённого в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 31» среди учащихся 2– 5 классов. Всего было опрошено 138 детей, среди них 67 (48%) девочек и 71 (52%) мальчик.

Диаграмма 1.

         На вопрос анкеты «Какие ваши любимые мультфильмы?» учащиеся указали 33 названия: 82% зарубежного производства и только 18% отечественного.

Диаграмма 2

         Анализ анкет по вопросу выявления любимого мультипликационного фильма у девочек показал следующие результаты:

Таблица 1

Название мультипликационного фильма

8

 лет

%

9

 лет

%

10 лет

%

11

лет

%

12

лет

%

Средний показатель

%

Клуб Винкс

35

50

38

13

55

38

Маша и Медведь

7

12

23

20

11

15

Ну, погоди!

14

12

8

-

-

7

Смешарики

21

-

-

7

-

6

Спанч Боб, квадратные штаны

-

-

-

6

22

6

Том и Джерри

-

19

-

7

-

5

Скуби – ду

7

-

15

-

-

4,4

Лунтик  и его друзья

-

12

-

-

-

2,5

Каникулы в Простоквашино

-

-

-

-

11

2,2

Джим Нейтрон

-

-

8

-

-

2

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

-

-

8

-

-

2

Witch

7

-

-

-

-

1,4

Алиса в стране чудес

-

-

-

7

-

1,4

Король Лев

-

-

-

7

-

1,4

Диаграмма 3.

           Анализ анкет по вопросу выявления любимого мультипликационного фильма у мальчиков показал следующие результаты:

Таблица 2

Название мультипликационного фильма

8

 лет

%

9

 лет

%

10 лет

%

11

лет

%

12

лет

%

Средний показатель

%

Наруто

8

28

15

23

50

25

Трансформеры

15

7

5

6

17

10

Ну, погоди!

-

14

19

12

-

9

Том и Джерри

8

7

14

12

-

8

Скуби — ду

15

7

5

12

-

8

Бэтман

-

7

5

23

-

7

Три богатыря и шамаханская царица

-

-

-

-

33

6

Человек Паук

15

-

14

-

-

6

Черепашки  ниндзя

15

7

-

-

-

4,4

Котопёс

-

14

-

-

-

3

Алёша Попович и Тугарин Змей

-

-

-

12

-

2,4

Халк

-

-

10

-

-

2

Чёрный плащ

8

-

-

-

-

1,6

Чип и Дейл спешат на помощь

8

-

-

-

-

1,6

Карлик Нос

8

-

-

-

-

1,6

Спанч Боб, квадратные штаны

-

7

-

-

-

1,4

Шрек

-

-

5

-

-

1

Каникулы в Простоквашино

-

-

5

-

-

1

Диаграмма 4.

         Как видно из таблиц, выбор любимого мультфильма в некоторой степени зависит от пола ребёнка. В таблице 1 присутствуют названия мультфильмов, которых нет в таблице 2 («Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Смешарики», «Лунтик и его друзья»), и наоборот, в таблице 2 названы фильмы, отсутствующие в таблице 1 («Наруто», «Трансформеры»). Большая часть девочек делает выбор в пользу тех фильмов, в которых главными героями являются феи, волшебницы, забавные дети, животные, тогда как мальчики предпочитают смотреть фильмы в формате «экшн», персонажи которых обладают недюжинной физической силой, приемами единоборства, ведут военные действия. У девочек и мальчиков совпадают мнения по поводу таких мультипликационных фильмов, как «Ну, погоди!» (7% девочки, 9% мальчики), «Скуби-ду» (4,4% девочки, 8% мальчики), «Том и Джерри » (5% девочки, 8% мальчики).

         Причины популярности анимационных фильмов, набравших высокий процент просмотра,    представлены в таблице 3.

Таблица 3

Название мультипликационного фильма

Причины выбора просмотра

%

Клуб Винкс

Героини помогают слабым

Смелость фей

Обладание волшебной силой превращения

Красота героини

28

15

34

23

Маша и медведь

Смешные поступки девочки

Интересно смотреть

Как от Маши  бегут звери из-за её поведения

Как Маша издевается над медведем

46

19

23

19

Наруто

Драки (борьба)

Оружие

69

31

Трансформеры

Убийство злодеев

Герои побеждают зло

Машины, которые трансформируются

Сражения, драки

19

21

27

33

Ну, погоди!

Храбрость зайца

Смешные истории

Ситуации, в которые попадает волк

29

38

33

Том и Джерри

Храбрость мышонка Джерри

Весёлые истории

Как Джерри наказывает Тома

Интересный

32

23

26

19

Скуби — ду

Захватывающие истории

Находчивость

Погони

Смелость персонажей

27

36

13

24

Смешарики

Узнаём новое

Интересные истории

Помощь персонажей друг другу

Забавный внешний вид

20

34

26

19

Бэтман

Борется со злом

У Бэтмана отличная машина

Умеет летать

Помогает людям

28

16

26

30

Человек Паук

Хорошо дерётся

Умеет лазить по стенам

 Смелость главного героя

Защищает слабых

28

17

24

21

         Результаты опроса по отдельным мультфильмам:

Диаграмма 5

         Анализ анкет позволяет судить об  отрицательном отношении части учащихся к анимационным фильмам, которые не вызывают интереса.

Таблица 4

Название мультипликационного фильма

Девочки

Мальчики

Трансформеры

19

-

Наруто

7

-

Клуб Винкс

7

39

Смешарики

15

11

Котопёс

15

7

Том и Джерри

4

3

Ну, погоди!

7

4

Человек Паук

7

1

Чёрный плащ

3

-

Том и Джерри

4

3

Спанч Боб, квадратные штаны

-

7

Халк

3

-

Шрек

4

-

Маша и Медведь

-

3

Лунтик и его друзья

-

4

ЗЗ попугая

-

3

Приключения Незнайки

-

1

Ледниковый период

-

3

Микки Маус

3

-

Лесная братва

3

-

Джимми Нейтрон

6

-

Общие результаты проведённого исследования представлены в диаграмме 6.

Диаграмма 6.

         Как видно из данных таблицы и диаграммы, исключение из просмотра того или иного фильма может зависеть от пола ребёнка. Наиболее отрицательное отношение у детей вызывают фильмы «Смешарики» (15%девочек и 11% мальчиков), «Котопёс» (15% девочек и 7% мальчиков). Основными причинами нежелания смотреть те или иные мультфильмы девочки называют: «скучный сюжет», «это фильм для маленьких» («Смешарики»), «некрасивые герои», по мнению мальчиков: «мало драк», «показывают только девочек». Девочкам, наоборот, не нравится наличие борьбы, насилия, войны.

Классификация имён персонажей по мотивации

         Имена персонажей в анимационных фильмах практически все мотивированы. В основе мотивации имён персонажей выделяются несколько групп:

         1. Названия животных используются в качестве имён собственных: Заяц, Волк («Ну, погоди»), Медведь («Маша и медведь»), Кот, Осёл («Шрек»), Лемур, Пингвин («Мадагаскар»), Пин (пингвин), Король Лев.

         2. Животные,  названные именами людей: кот Том и мышь Джерри («Том и Джерри»), Лео, Макеланжио, Рафаэль, Донатэло («Черепашки ниндзя»), бурундуки Чип, Дейл, мышь Рокки («Чип и Дейл спешат на помощь»), Нюша («Смешарики»), лев Алекс («Мадагаскар»), зебра Марти («Мадагаскар»), гиппопотам Глория («Мадагаскар»), жираф Мелман  («Мадагаскар»),  Микки Маус (личное имя Микки + анг. mouse «мышь»), крокодил Гена, Патрик (морская звезда из м/ф «Спанч Боб, квадратные штаны»), Сэнди (белка из м/ф «Спанч Боб, квадратные штаны»).

         3. В именах отражены особенности внешности персонажа:

         а)       особенности цвета кожи: Халк (англ.) — человек, превращающийся в гиганта зелёного цвет (гр. медь, данный металл со временем зеленеет), Белый («Наруто»); кот Матроскин («Каникулы в Простоквашино»)из-за полосатого окраса;

         б)       особенности физического недостатка: Шрек (евр. shrek ‘монстр’ или нем. schreck ‘ужас'), Карлик Нос (карлик — человек неестественно маленького роста + имеет нос большого размера);

         в)       особенности строения тела: Котопёс (имеет две головы: кошачью и собачью), Спанч Боб (спанч от анг. sponge ‘губка’) представляет собой морское животное — губку;

         г)       особенности роста: Дюймовочка (дюйм — единица длины):  девочка маленького роста;

         д) особенности сходства: Бараш, Лосяш, Совунья, Ёжик из мультфильма «Смешарики» имеют сходства с соответствующими животными.

         4. Сверхъестественные способности: Трансформер (лат. ‘преобразование, превращение'), Бэтмэн  (анг. bat ‘летучая мышь’ + man ‘человек’) — супергерой, который умеет летать, «Человек Паук» (герой умеет плести паутину, лазать по вертикальным поверхностям, ловить добычу в сети), феи из мультфильма «Клуб Винке» (анг. wings ‘крылья’) имеют крылья, каждая из них управляет определённой силой: Блуум (анг.  bloom ‘расцвет’)  подвластна сила огня,  Муза (в др-гр. мифологии одна из богинь — покровительниц наук и искусств) управляет музыкой, Флора (в др-гр. мифологии богиня цветов и растений) — растениями,  Техна (гр. techna ‘ремесло’) умело пользовалась техникой, Стелла (лат. stella ‘звезда’) принцесса Солнца и Луны, владеет силой Солнца;  Вольт (единица измерения электрического напряжения, вольт от имени ит. физика Volta) — собака, воображающая себя супергероем, умеющим пускать из глаз лазеры.

         5. Склонности, привычки. Лизун («Охотники за привидениями»), Каркарыч,  Копатыч, Чебурашка (от чебурахнуться, т. е. упасть с шумом), Черный Плащ — все эти имена мотивированы.

         6. Умственные способности: Джимми Нейтрон (личное имя + «нейтрон» — входящая в состав ядра сложных атомов частица, лишённая электрического заряда) создаёт различные приборы, которые должны облегчить быт человека.

         7. Профессиональная принадлежность:   мышь Гайка — занимается ремонтом, усовершенствованием и изобретением машин («Чип и Дейл спешат на помощь»), Почтальон Печкин («Каникулы в Простоквашино»).

         8. Территориальная принадлежность: Лунтик  (лат lucina ‘светлая’) — житель Луны.

         9. Семейная принадлежность:         сестрица Алёнушка, братец  Иванушка, дядя Фёдор, Алёша Попович.

         Детское увлечение — просмотр мультфильмов — играет важную роль в формировании и становлении личности ребёнка. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют детям самые разные модели взаимодействия с окружающим миром. Проведённое исследование показало, что большинство детей выбирают для просмотра мультипликационные фильмы зарубежного производства, что свидетельствует о низкой популярности фильмов отечественных аниматоров. Чаще всего детей привлекает внешняя, поверхностная сторона фильмов. Девочки делают выбор в пользу тех фильмов, в которых главными героями являются феи, волшебницы, забавные дети, смешные животные, тогда как мальчики предпочитают смотреть фильмы, персонажи которых обладают физической силой, ведут военные и боевые действия.

         Изучение мотивации имён персонажей мультипликационных фильмов позволяет заключить, что имена героев несут в себе лексико-семантическую нагрузку, раскрывают их образы, поведенческие особенности, дают описание внешнего вида, информацию о среде обитания.

Литература

1.     Бардакова В. В. «Говорящие» имена в детской литературе // Вопросы ономастики. 2009. № 7.° C. 48–56.

2.     Горбаневский М. В., Максимов В. О. Времён связующая нить. — М.: ООО ИПФ «Гарт», 2008.

3.     Новый справочник школьника // Универсальное пособие, том 2. — Санкт-Петербург: ИД «ВЕСЬ», 2002.

4.     Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Мир и образование», 2008.

5.     Фомин А. А. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике // Вопросы ономастики. 2009. № 7.° C. 57–67.

6.     Шулунова Л. В. Прозвища в антропонимии бурят. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985. — 96 с.

7.     Школьный словарь иностранных слов — М.: Просвещение, 1983.

8.     hllp://ru. Wikipedia. Ord/wiki/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Алемасова Екатерина Юрьевна, ученица 10 класса,  МАОУ СОШ № 31,  Улан-Удэ, Республика Бурятия

Научный руководитель: Назарова Е. Б.

 

ВНИМАНИЕ!

Для оперативного получения заказа в городах, в которых отсутствуют наши представители,  заказывайте Электронные варианты Фамильных Дипломов. Такой заказ может быть выполнен в течение одного рабочего дня.

История фамилий - подарок на свадьбу

Хочу всё знать...

Какая из этих фамилий имеет армянское происхождение?

По секрету...

Топором не вырубишь...

Научно-популярная газета «Мир имён и названий»

Поиск по сайту

Регистрация


История фамилии

              

111
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100