История Фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Происхождение имён, фамилий и других имён собственных.

Москва: +7 (903) 616-35-89, +7 (499) 760-26-04, +7 (495) 518-09-61
  Мобильная версия
Краснодар: +7 (918) 661-41-41
Киев: +38-067-317-43-61; +38-050-961-94-24
 

 другие города…

Габдуллина Алсу Зуфаровна. Культурные взаимосвязи в современной эргонимии г. Казани (тезисы доклада на 51-й Научной студенческой конференции по топонимике, 2016 г.).

Габдуллина Алсу Зуфаровна.

Культурные взаимосвязи в современной эргонимии г. Казани.

 

В современной лингвистике имена собственные различных объектов действительности становятся объектом пристального внимания и изучения. В первую очередь это связано с их словообразовательными особенностями, спецификой функционирования в рамках дискурса, когнитивным потенциалом, трудностями перевода, реализацией механизмов языковой игры  и т. д.

Имя организации, фирмы  или предприятия является самым заметным и устойчивым элементом взаимосвязи между продуктом и потребителем. Оказывая воздействие на целевую аудиторию, название заставляет покупателя отдавать предпочтение определённым маркам и компаниям, потому что в современном мире эргонимы, как слова, являющиеся собственностью корпораций, стали  частью звукового сопровождения нашей жизни и ключевыми компонентами повседневного современного языка. Таким образом, в рамках данной статьи мы проанализируем особенности функционирования эргонимов на примере полиэтнического города Казани, а также рассмотрим способы ономастической номинации в условиях глобализации.

Эргоним как ономастическая единица служит для наименования делового объединения людей, в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка. Он опредмечивается во внутренней форме названия, следовательно, для его интерпретации необходимо выявить дополнительные сведения о смысловом наполнении имени. Например, с 2004 года в Казани работает парк аттракционов «Шурале». Данное наименование дано в честь персонажа великого татарского поэта Габдуллы Тукая – Шүрәле. В последние годы парк был переименован и носит название «Кырлай»,но многие жители Казани до сих пор называют место именем тукаевского персонажа.

Эргонимы формируются на базе функционирующего в данной местности языка или языков. Следует отметить, что  вязыке полиэтнического города Казани весьма распространены заимствования, которые часто используются в рекламных стендах, в названиях улиц и эргонимии города. Это в свою очередь связано с импортом товаров из разных стран мира.  Казань — это город, расположенный на границе восточной и западной культур, которые хорошо сочетаются и находят отражение в ономастическом пространстве города.Английский язык, обладающий статусом международного языка, наиболее часто используется в номинации торговых объектов и организаций. Именно поэтому предприниматели предпочитают использование латинской графики в выборе эргонима, так как европейские товары издавна славились высоким качеством и популярностью. Например, функционирующие в городе Казани турфирмы«Tez Tour», «CoralTravеl»,«Bentour», салон красоты«Exclusivehairstudio», магазины«INCITY»,«Be free»,«Fleur», «The Body Shop»,«Ол!Гуд», спа-салон«Luxury spa», кафе «City», «Мебель FRESH» и др.

При выборе эргонимов следует также учитывать степень мотивированности данных ономастических единиц. Под мотивированными эргонимами понимаются наименования, характеризующие деятельность организации, предприятия, магазина или номинации, имеющие ассоциативную связь с объектом. Например,  магазины «Икмәк», «Чәчәкләр», «Алтын», гостиница«Сәяхәт» и др.В ономастиконе города Казани наиболее часто встречаются эргонимы, характеризующие деятельность организации (магазины«Муз Маркет»,«Строительный мир», «Ашамлыклар», «Чәчәкләр», кафе«Чәй йорты» и др.),а также наименования, вызывающие ассоциативную связь со сферой деятельности организации или с предлагаемыми товарами и видами услуг (центр лестниц«Яфрак»,производственно-торговая компания«Тамле»,  салон цветов и букетов«Флирт», оздоровительный центр  «Шифа» и др.).

Значительная часть эргонимов города Казани образованы от антропонимов. Чаще всего в качестве эргонимов используются популярные имена, наиболее распространённые  среди населения города. Например Алсу, Алинә (Алина), Гүзәл (Гузель), Ләйсән (Лейсен), Ренат, Алмаз, Адилә (Аделя) и другие.

Как правило, эргонимы представляют собой имена собственные, не имеющие непосредственной связи с понятием, но вызывающие различные ассоциации. Они несут в себе большое количество самой разнообразной информации, подчёркивая особенности языковой картины мира того народа, на территории которого функционирует данное   название. Здесь следует обратить внимание на использование национальных и исторических эргонимов. Предприниматели обращаются к данной группе наименований для привлечения покупателей с целью достижения удачной номинации путём воздействия на национальное сознание горожан. Эргонимыгорода Казани, отражающие национальную культуру, являющиеся культурными кодами, символами: кафе«Сөембикә», «Биләр», «Юргак», «Өчпочмак», «Кыстыбый», гостиница и ресторан«Болгар», спортивные комплексы«Ак бүре», «Тулпар», организации«Болгар», «Арыш»,«Болгар-Медиа», «Тулпар-сервис», аэроклуб«Тулпар», гастрольно-концертное агентство«Сабантуй»и др.

Таким образом, условия глобализации и развитие рыночных отношений оказали значительное влияние на ономастическое пространство крупных городов. Появились владельцы торговых объектов, которые в условиях рыночной экономики и жёсткой конкуренции, стремясь привлечь клиента, начали выбирать такие названия для своих предприятий, которые были бы не похожи на другие, запоминались и одновременно служили рекламой заведению. Некоторые из них мы рассмотрели выше. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на территории города Казани функционируют наименования, характеризующие сферу деятельности организации, ассоциативно привязанные к предлагаемым товарам или услугам, а также эргонимы, сочетающие в себе особенности и традиции различных культур, направленные на самосознание жителей многонационального города. Такие наименования активно используются предпринимателями и бизнесменами для привлечения большего количества клиентов и покупателей.

Список литературы:

1.     Амирова Р. М. Татар халкының милли үзенчәлекләрен чагылдыра торган эргонимнар / Р. М. Амирова // Татар телен укыту һәм практикада куллануның актуаль проблемалары: материалы IРеспубликанского методического семинара. – Казань: КГМУ, 2012. – 225 с.

2.     Галиуллина Г. Р. Функционирование антропонимов в качестве эргонимов в татарском лингвокультурном пространстве / Г. Р. Галиуллина, Р. Б. Бедертдинов // Учёные записки Казанского государственного университета. Т. 150. Книга 2. – Казань, 2008.

3.     Суперанская, А. В. Апеллятив – онома (Текст) / А. В. Суперанская // Имя нарицательное и собственное. М., 1978.

4. Эллвуд Я. 100 приёмов эффективного брендинга: пер. с англ. / Я. Эллвуд; под ред. Ю. Н. Каптуревского. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 368 с. – (Маркетинг для профессионалов).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Габдуллина Алсу Зуфаровна, 4 курс, отделение татарской филологии и культуры им. Г. Тукая Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого Казанского Федерального Университета.

.Научный руководитель: док. филол. наук, профессор, Галиуллина Гульшат Раисовна.

 

ВНИМАНИЕ!

Для оперативного получения заказа в городах, в которых отсутствуют наши представители,  заказывайте Электронные варианты Фамильных Дипломов. Такой заказ может быть выполнен в течение одного рабочего дня.

История фамилий - подарок на свадьбу

Хочу всё знать...

Аналогом какой из перечисленных русских фамилий является фамилия лидера немецких социал-демократов Мартина Шульца?

По секрету...

  • 02 Апрель 2010

    Происхождение фамилии БЕСФАМИЛЬНЫЙ связано с двумя явлениями.

    В некоторых случаях такую странную фамилию давали тем крестьянам, которые попросту не понимали вопроса «Как твоя фамилия?», поскольку фамилии действительно никогда не имели. Но нередко регистрируемый, желавший скрыть своё истинное происхождение, просто делал вид, что не понимает вопроса. В результате получал возможность писать свою биографию с чистого листа.

Топором не вырубишь...

Научно-популярная газета «Мир имён и названий»

Поиск по сайту

Регистрация


История фамилии

              

Free business joomla templates
История фамилии © 1996-2017.

111
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100