История Фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Происхождение имён, фамилий и других имён собственных.

Москва: +7 (903) 616-35-89, +7 (499) 760-26-04, +7 (495) 518-09-61
  Мобильная версия
Краснодар: +7 (918) 661-41-41
Киев: +38-067-317-43-61; +38-050-961-94-24
 

 другие города…

Копылова Алёна Игоревна. Товарные знаки кондитерской продукции (конфет) (тезисы доклада на 51-й Научной студенческой конференции по топонимике, 2016 г.).

Копылова Алёна Игоревна.

Товарные знаки кондитерской продукции (конфет).

 

В современном мире, когда рынок переполнен товарами и услугами, требуется регулирование сферы, связанной с наименованием продукции. Для того чтобы не возникло недоразумений, необходимо маркировать товары отличительными признаками. Одним из таких признаков является товарный знак. Согласно определению, данному в ст.1477 ГК РФ, товарный знак – это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.

Объектом нашего изучения являются товарные знаки кондитерской продукции (конфет), цель данного исследования — анализ товарных знаков кондитерской продукции, относящихся к 30 классу МКТУ, а именно конфет, выявление их лингвистических особенностей.[1]

Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объёмными, комбинированными и др. Они представляют собой оригинальные названия или слова, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т. п.[2]

Т. А. Соболева и А. В. Суперанская считают: «Товарный знак – это особый символ товарной собственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и нести убытки за поставку некачественного товара».[3]

В ходе исследования были проанализированы 200 товарных знаков конфет, полученных методом сплошной выборки из прайс-листов интернет-магазинов, рекламных текстов, изучения ассортимента продуктовых магазинов.

Классифицировать товарные знаки конфет можно по различным основаниям:

по графемному оформлению: с использованием латинского алфавита 18 (Esfero, FerreroRoshen, Raffaello, Q, GrandToffy), с использованием русского алфавита 180 (Вкус тропиков, Мечта поэта, Трюфель), обозначения, содержащие цифры 2 (777, 10 gFineGold).

по структуре:  однословные 105 (Маска, Merci, Toffifee, Комильфо), которые могут быть простыми (Мечта, Неженка, Халва, Грильяж) или сложными (Мишка-малышка, Шоко-лапки); двусловные 80 (Моя лапуля, Птица счастья) и многословные 14 (Кофе со сливками, Вкус скорого свидания).

Среди однословных преобладают названия-существительные:

1) имена существительные (Ласточка, Ромашки, Вдохновение)  88;

2) прилагательные (Бабаевские, Традиционные, Зачарованные) 3;

3) числительные («777», «10 gFineGold») 2.

По характеру производящей основы наименования могут быть образованы от апеллятивов и от онимов (имён собственных). Онимы, в свою очередь, включают антропонимы, топонимы, прецедентные имена.

Особенно широко в ТЗ конфет представлено лексико-семантическое поле « ПРИЯТНЫЙ, СЛАДКИЙ ВКУС»  72 (Вкусная слойка, Вкус скорого свидания, Вкус черносмородинки, Барбарис).

ВКУС,-а (-у); м.1.Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языке, мягком нёбе и задней стенке глотки различными веществами; способность ощущать такие воздействия — одно из пяти внешних чувств.[4]

Для данного вида продукции характерными являются обозначения, образованные от названий кондитерских изделий — десертов и напитков  (Крем-брюле, Кос-халва, Крем-ликер, Каппучино, Эспрессо, Шоколадный крем, Птичье молоко, Тирамиссо).

Менее широко представлены лексико-семантическое поле «ЖИВОТНЫЕ» 22  (Левушка, Лебедушка, Коровка, Белочка, Мишка на Севере, Мишка косолапый), «РАСТЕНИЯ» (Барбарис, Дюшес, Васильки, Золотая лилия).

Частотны абстрактные, не имеющие отношения к конфетам, названия 49 (Фант, Три-Икс, Унисон, Курьез, Мюзикл, Маневр).

Среди товарных знаков, созданных на основе онимов,  преобладают наименования от антропонимов  (Roshen, Алёнка, А. Коркунов, FerreroRosher) или зоонимов  (Корова Мушка), а также названия, созданные на основе топонимов  (Кара-Кум, Солнечный Кызыл-Кум, Огни Москвы, Севастопольский вальс, Яшкинская картошка, Черноморочка).

В основе ряда названий конфет лежат прецедентные имена  (Нильс, Царство Нептуна, Ассоль, Красная шапочка, Подмосковные вечера, Джульетта, Феникс, Лель, Обыкновенное чудо, Птица счастья).

Когда производитель кондитерской продукции имеет целью представление оригинального и самобытного товарного знака, то появляются креативные названия, например, конфеты серии «Ореховичи» и «Фруктовичи» кондитерской компании «Озёрский сувенир»[5] связаны с обыгрыванием русской модели антропонима, включающей отчество, разработаны Студией Артемия Лебедева[6] (Курага Петровна, Орех Сергеевич Грецкий, Груша Борисовна, Алыча Ибрагимовна).

Реже среди товарных знаков конфет встречаются неологизмы  (Тортимилка, Зимолюбка, Добрянка, Сладушонина, ЛевЛандия), а также варваризмы  (Махаббат, Sharlet, Луэро, Мон Ами).

Товарные знаки конфет часто становятся предметом судебных разбирательств, и в этих случаях необходима нейминговая экспертиза для установления фактических данных и обстоятельств создания и функционирования неймов, подлежащих доказыванию по конкретному делу[7].

Например, в сентябре 2011 года Роспатент отказал фабрике имени Крупской (входит в состав ОАО «Оркла Брэндс Россия») в регистрации товарного знака «Солнечный Кызыл-Кум», посчитав это название сходным до степени смешения с товарным знаком «Кара-Кум», принадлежащего кондитерской фабрике «Красный октябрь» (холдинг «Объединённые кондитеры»). Не согласившись с этим, фабрика обратилась в палату по патентным спорам Роспатента, которая в июне 2012 года оставила решение об отказе в силе. Тогда обжаловать решение Роспатента фабрика стала вАрбитражном суде г. Москвы (делоА40-126936/2012). Рассматривавший спор судья Андрей Чадовпривлек к нему «Красный октябрь» в качестве третьей стороны, посчитав, что судебный акт, которым закончится рассмотрение спора по существу, может повлиять на права и обязанности московской фабрики.

В своем решении А. С. Чадов встал на сторону фабрики имени Крупской и признал незаконным решение Роспатента об отказе в регистрации за ней товарного знака «Солнечный Кызыл-Кум». Судья сослался на содержание Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утверждённых приказом Роспатента от 31.12.2009, согласно которым в комбинированном обозначении, состоящем из изобразительного и словесного элементов, основным элементом является словесный, так как он легче запоминается, чем изобразительный, и именно на нём акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Анализируя словесный элемент в названиях двух сортов конфет, А. С. Чадов указал на разное количество букв и слов в «Кара-Кум» и «Солнечный Кызыл-Кум», влияющих на их фонетику, различное графическое исполнение этих  названий, а также на их различное смысловое значение. Кроме того, добавил судья, наличие во втором обозначении элемента «Солнечный» придаёт сильное фонетическое различие с товарным знаком «Красного октября», что дополнительно усиливает отсутствие сходства товарных знаков.

Представленный в статье материал даёт возможность исследовать процессы номинации, что может быть полезным в разработке новых наименований конфет.

Список литературы:

1.     Гражданский Кодекс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_33.html.

2.     Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Режим доступа: http://www1.fips.ru/MKTU10_PDF_2015/part1_mktu10_2015.pdf.

3.     Соболева Т. А., Суперанская А. В. Товарные знаки. М.: Наука, 1986. — 176 с.

4.     Новичихина М. Е., Стернин И. А. Экспертиза товарного знака: учебное пособие. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2013. – 98 с.

5.      Соколова Т. П. Нейминговая экспертиза: организация и производство. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 208 с.



[1] Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Режим доступа: http://www1.fips.ru/MKTU10_PDF_2015/part1_mktu10_2015.pdf

[2] Новичихина М. Е., Стернин И. А. Экспертиза товарного знака: учебное пособие. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2013. – С. 5.

[3] Соболева Т. А. Товарные знаки / Т. А. Соболева, А. В. Суперанская. – М.: Наука, 1986.– С. 15.

[4] Большой толковый словарь. Электронный ресурс: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=вкус (Дата обращения: 23.03.2016).

[5] Сайт компании «Озёрский сувенир» Электронный ресурс: http://www.sweets.ru (Дата обращения: 23.03.2016)

[6] Сайт компании «Студия Артемия Лебедева». Электронный ресурс: http://www.artlebedev.ru/studio (Дата обращения: 23.03.2016)

[7] Соколова Т. П. Нейминговая экспертиза: организация и производство. – М.: Юрлитинформ, 2016. – С. 32.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Копылова Алёна Игоревна, студентка 5 курса Института судебных экспертиз Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина.

.Научный руководитель: к.ф.н., доц. Татьяна Петровна Соколова.

 

ВНИМАНИЕ!

Для оперативного получения заказа в городах, в которых отсутствуют наши представители,  заказывайте Электронные варианты Фамильных Дипломов. Такой заказ может быть выполнен в течение одного рабочего дня.

История фамилий - подарок на свадьбу

Хочу всё знать...

Аналогом какой из перечисленных русских фамилий является фамилия лидера немецких социал-демократов Мартина Шульца?

По секрету...

  • 02 Апрель 2010

    Происхождение фамилии БЕСФАМИЛЬНЫЙ связано с двумя явлениями.

    В некоторых случаях такую странную фамилию давали тем крестьянам, которые попросту не понимали вопроса «Как твоя фамилия?», поскольку фамилии действительно никогда не имели. Но нередко регистрируемый, желавший скрыть своё истинное происхождение, просто делал вид, что не понимает вопроса. В результате получал возможность писать свою биографию с чистого листа.

Топором не вырубишь...

Научно-популярная газета «Мир имён и названий»

Поиск по сайту

Регистрация


История фамилии

              

Free business joomla templates
История фамилии © 1996-2017.

111
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100