История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

По секрету

Слово ЯБЕДА нередко "раскладывают" на две составляющие: Я и БЕДА.

Однако к реальному происхождению слова это не имеет ни малейшего отношения. Уже в XIII веке в русских грамотах встречается слово 'ябетник'. Но употреблялось оно не в привычном нам значении "доносчик, наушник", тот, кто ябедничает", а означало всего лишь "должностное лицо".

 

О  термине  Русь  и  древних  руссах

Автор статьи: Р.А.Агеева, кандидат филологических наук, В.Д.Васильев, кандидат филологических наук, М.В.Горбаневский, доктор филологических наук
Источник:

Какие существуют научные  (а не легендарные) трактовки происхождения термина Русь, как объясняется  его древнейшее, первоначальное содержание?
Это слово сразу вызывает представление о древнерусском государстве: Киевская Русь, Московская Русь… Но прежде чем стать наименованием государства, имя Русь выступало в качестве наименования народности, или, говоря научным языком, являлось этническим именем, этнонимом (от греческ.  этнос «народ» + онима «имя»). Поэтому в таком понимании его правильнее писать с маленькой буквы, как пишем мы слова русский, белорус, украинец и т.д. Однако в отличие от современных этнических имен, обозначающих отдельно взятых представителей народа,  этноним  русь  имел собирательное значение – когда совокупность людей мыслится как одно целое (в русском языке подобная собирательность присуща, в частности,  словам молодежь, студенчество, хулиганье и т.д.). В древности собирательные этнонимы в форме женского рода  единственного числа встречались нередко:  меря, чудь, корсь, лопь, корела, водь, ижора, черемиса, мордва и другие,  причем относились они всегда к неславянским племенам северной, лесной зоны и произошли из неславянских языков. Это заставляет и в этнониме русь видеть неславянское, «нерусское» происхождение. Ясно также, что древнейшая русь (или  иначе русы, русины) – это не сегодняшние русские, они, может быть, даже не были языковыми предками русских, а принадлежали  к иному, неславянскому народу. Данный вопрос пока окончательно не решен.
Этническое имя является очень важным элементом этногенеза – процесса возникновения новых  племен и народностей. Этноним помогает людям осознать себя частью целого, частью большого социального коллектива со своим языком, территорией, культурой, отличающегося от всех других коллективов.  Кажется, на первый взгляд, что имя народа возникает вместе с народом и между этими понятиями существует  глубокая изначальная связь, почти тождество. В  древности обычно  так и рассуждали: имя появляется и исчезает вместе с народом,  откуда пошло имя народа, оттуда пришел и сам новый народ, носящий его. Современные исследователи  связь между этнонимом и народом (этносом)  видят не столь прямолинейно. Этноним – это всего лишь слово языка, и, будучи словом, он живет по законам языка.  Мы с вами знаем, что любое нарицательное слово, скажем, существительное, можно перенести с одного предмета на другой, в результате чего  возникают новые значения или появляются омонимичные слова (например, у слова  язык на основе значения  «орган во рту» появилось значение  - «деталь колокола», а также появились омонимы язык   - «речь, речевая деятельность» и уже устаревшее язык – «народ»), Так же ведут себя географические названия: они переходят с одного географического объекта на другой (например, река Луга и на ней город Луга). То же происходит и с этнонимами, в силу различных причин они могут  переносится с одного народа на другой народ в  разные исторические эпохи.  Неучет этого простого обстоятельства создает большую путаницу в понятиях и приводит к серьезным ошибкам, как и случалось  со многими, даже  выдающимися учеными, занимавшимися сложной проблемой происхождения Руси и русского народа.
Десятилетиями кипели страсти вокруг  концепций  так  называемых норманистов и антинорманистов. Норманисты – это ученые, которые считали, что восточнославянское государство Киевская Русь было образовано не столько  самими восточными славянами, сколько  пришедшими из Скандинавии германцами-норманнами (русские летописи называли их варягами или русью).  Соответственно норманисты  вслед за тезисом о норманском происхождении Древней Руси во что бы то  ни стало стремились обосновать и скандинавское (германское) происхождение  соответствующих слов:  названия народа русь и названия  государства  Русь.  Но других ученых – антинорманистов – такая постановка проблемы не устраивала. Им казалось непатриотичным и обидным для русских и других восточных славян вести происхождение своей государственности от германцев,  и поэтому они стремились обосновать исконно славянское, или скифское, или какое угодно, только не германское происхождение этнонима русь. И несмотря на то, что среди обеих сторон было немало достойных  ученых, филологов и историков, как русских, так и иностранных, спор велся ожесточенно:  каждая сторона искренне верила в достоверность материала, которым оперировала, и в правильность своей научной гипотезы. Все это происходило именно потому, что вопрос о происхождении названия Русь самым тесным образом увязывался с концепцией возникновения самой  древнерусской государственности. А в СССР с конца 30-х годов научная полемика приобрела совсем уж политическую окраску, и принадлежать к числу норманистов стало небезопасно: можно было подвергнуться репрессиям.
В наше время, к счастью, чисто языковедческий вопрос о происхождении названия Русь благополучно отделен от гораздо более важного общеисторического вопроса о происхождении  древнерусского государства.  Отечественные и ряд зарубежных историков с несомненностью доказали, что  древнерусское государство было образовано не пришлыми скандинавами-норманнами, а исконно проживавшими на данной территории восточными славянами, для чего имелись все исторические, политические и экономические предпосылки.  Пришедшие из-за моря норманны  (варяги) на каком-то этапе истории  действительно включились в широкий процесс образования древнерусского государства, могли кое в чем его ускорить, а в чем-то, может быть, замедлить, но не могли повлиять на становление восточнославянской государственности радикальным образом.  Вообще выяснилось, что роль норманнов (викингов) в создании других государственных объединений в Европе в целом сильно преувеличивалась.  Концепции представителей школы норманистов были существенно пересмотрены и подвергнуты убедительной критике. Большая заслуга в этом деле принадлежит Б.Д.Грекову, М.Н.Тихомирову, Б.А.Рыбакову, А.Н.Насонову, П.Н.Третьякову, В.Т.Пашуто, польскому историку Х.Ловмяньскому и многим другим.  Из современных исследователей следует упомянуть В.В.Седова, Е.А.Мельникову, В.Я.Петрухина и др.  Дискуссия о норманнах продолжается и в наши дни.
Оставим историкам возможность разбираться в сложных перипетиях возникновения русского народа и государства, сами же обратимся к  краткому изложению мнений о происхождении  имени Русь. Люди  думали над этим  вопросом в течение многих столетий, но гипотеза, которая устроила бы всех, еще не существует, да и вряд ли когда-нибудь она появится, поскольку слишком много здесь идеологических пристрастий и недостаточно научных доказательств. Издревле уживались вместе разные, порой противоположные  взгляды. В так называемой Густинской летописи  XVII в.  по поводу того, откуда  пошло имя Русь, читаем следующее: «Едины глаголютъ, яко отъ Росса князя полунощного, его же пророк Езекииль в главе 38 и 39 упоминает, иныи отъ реки, глаголемыя Рось, иные отъ русыхъ власовъ, понеже в сей стране изъ сицевыми власы мнози обретаются, иныи от града Русы, лежащаго недалече Великого Новагорода, иныи отъ Русса сына  Лехова, его же глаголютъ некогда зде княжити; конечнее же глаголютъ, яко отъ розсеяния Россия именуется».  Сам же летописец склонен считать, что имя Русь идет от князя Рюрика, который пришел от Русской земли (т.е. из Скандинавии), и от рода Рюрика  и до сих пор русские князья ведут свой род. Некоторые летописные версии  сделаны по чистому созвучию слов – это предположения о том, что страна стала называться Русью, поскольку в ней живет много русоволосых людей, или о том, что имена Русь, Россия идут от слова россеяние,  которым характеризуются огромные просторы России. Другие отсылают к именам легендарных князей: упоминаются  библейский князь Росс, правивший на севере, и некий  известный по преданиям князь Русс, сын князя Ляха. Все эти версии с научной точки зрения фантастичны, поскольку  трактуют  название Русь на основе случайных созвучных слов и  вымышленных личных имен.  Подобным образом  «объясняется» название Русь и в  подробно рассмотренном выше  предании о Словене и Русе – здесь привлекается личное имя  князя Руса, брата Словена, который  в данном  повествовании считается сыном Старого Скифа, а не Ляха.
Некоторые предположения, изложенные в летописи, получили развитие в трудах современных исследователей. Это мнение летописца о том, что о название Русь идет от  «русского» князя Рюрика и русов-скандинавов, от  названия города Русы (Старой Руссы) в Южном Приильменье, от реки Рось в Среднем Поднепровье. Какова связь Старой Руссы с термином Русь - увидим в следующей главе нашего очерка, сейчас же кратко рассмотрим наиболее предпочтительные для современных ученых  гипотезы. В общей сложности в научных кругах  известно более полутора десятков версий по поводу появления термина Русь, и основные из них можно распределить по двум группам, назвав их так: «северные» и «южные» гипотезы.
Сторонники «северных» гипотез полагают, что термин Русь распространился с севера и по своему происхождению связан с чужеземными скандинавскими языками и народами.  Эти ученые  ссылаются на сообщения русских летописей, в  которых  приезжавшие в Восточную Европу  скандинавы называются варягами, а иногда  собирательно - русь. Согласно летописи, славяне вместе с соседними  финскими и балтийскими племенами дважды приглашали в свои земли варягов, именовавшихся русью, по-видимому, в качестве наемного войска  для защиты водных торговых путей, поскольку варяги-русы славились как прирожденные воины, корабельщики и торговцы. По мнению историка Д.А.Мачинского, эта скандинавская русь навсегда связала свою судьбу с судьбой местного славянского населения, а ее потомки вошли в состав славянской аристократии и дали великокняжескую династию.  Имя русь постепенно стало менять свой первоначальный смысл, превращаясь из  этнонима (наименования скандинавов-варягов) в социальный термин, которым стали обозначать  военно-торговую знать, состоявшую не только из пришлых скандинавов, но и славян. Князь Олег, возглавивший эту  смешанную скандинавско-славянскую русь, двинулся с севера на юг – в Киев, а потом оттуда – на Царьград. В Киеве и в Среднем Поднепровье скандинавы, игравшие поначалу  значительную роль в государственной жизни (достаточно сказать, что наряду со славянским языком в государственных делах употреблялся  шведский язык, а среди знати преобладали скандинавские имена), постепенно «растворились»  среди  многочисленных славян, смешались со славянами и оформились вместе с ними в единый  древнерусский народ. Соответственно, имя русь перешло полностью на славян и в дальнейшем отразилось в наименовании славянского государства в Среднем Поднепровье  - Русская земля, ставшего ядром Киевской Руси.
Интересно, что этнонимом русь (или рус) именуются воинственные скандинавы не только в русских летописях, но и в арабских хрониках. Так, арабский писатель IX века Ахмед Эль-Катиб писал, что в город Севилью (территория Испании) в 843-844 гг. вошли язычники, которых называют Рус, и пленяли, и грабили, и убивали людей. Совершенно очевидно, что речь идет о нападении норманнов (норвежских, шведских или датских), совершавших в этот период истории опустошительные набеги на всю Европу, в том числе и на земли восточных славян.
 Происхождение упоминаемого в летописи этнонима русь, связываемого со скандинавскими норманнами-варягами, окончательно не выяснено. Некоторые сторонники «северных» гипотез полагают, что этот термин был заимствован непосредственно от скандинавов и должен объясняться на основе северногерманских (древнешведского и древнеисландского) языков. Шведский ученый Р.Экблом еще в 1915 г. предложил такую этимологию: слово русь происходит из древнего западноскандинавского корня  rot(r)s- , означавшего «гребля», «рыбная ловля», «место причала». Смысл этнонима, таким образом, разъясняется как обозначение гребцов, мореходов, что  соответствует  представлению об основных занятиях варягов, приходивших из-за моря в земли восточных славян.  Подобные слова от этого же корня с близким значением имеются в древнеисландском языке – Rotsmen, Rotskarlar. Кроме этого, термин русь считают родственным названию местности в Швеции  - Roslagen -  на побережье Ботнического залива, а также  древнешведскому слову  roter  «дорога или узкий  пролив, по которому можно плыть на лодке».  Иногда этноним русь сближают еще с древнегерманским словом  drott  «дружина» – это тоже соответствует роду деятельности варягов, которые были воинами, дружинниками. 
 Другие приверженцы «северного» происхождения этнонима русь полагают, что этот термин был заимствован славянами не от скандинавов, а от их ближайших соседей – прибалтийских финнов. Известно, что в финском языке Швеция именуется словом  Routs, этимология которого окончательно не выяснена: возможно, оно идет от указанного выше корня  rot(r)s- либо от каких-то других  древних корней. Многие полагают, что  славяне  просто усвоили финское название Швеции и шведов-скандинавов - Ruotsi - и переиначили его на свой лад – в форму  русьRuotsi  преобразовалось  в русь точно так же, как  слово Suomi, финское название Финляндии, было переделано в  слово сумь –  древнерусское обозначение финнов. Отметим кстати, что в целом собирательные этнонимы  женского рода единственного числа (подобные по форме этнониму русь)  были восприняты славянами от северных,  как правило, финских народов  ( весь, ямь, сумь, пермь, мордва, меря и др.), в то время как иноязычные этнонимы южных, степных областей представляют собой названия в мужском роде и во множественном числе (хазары, болгары, ясы, касоги и др.).
 Пожалуй,  такой  путь появления  этнонима русь (через финское Ruotsi) у восточных славян и следует считать наиболее предпочтительным.  Исходя из этой  точки зрения (ее придерживается, в частности, известный отечественный лингвист Г.А.Хабургаев), очаг первоначального употребления термина русь следует поместить на ту территорию, где когда-то встретились и находились в длительном контакте три  народа: варяги-скандинавы, согласно летописи, прибывшие из-за моря по приглашению славянских князей, местные жители – финны, называвшие пришельцев скандинавов по-фински - Ruotsi , и восточные славяне, перенявшие от соседей финнов  данное  имя  и переделавшие его в слово русь.  Эта историческая территория  находилась, по всей вероятности,  в новгородских землях – в бассейне Волхова, где возникли древнейшие на севере Восточной Европы  города Ладога и Новгород.  В Поволховье пришлые варяги и местные финны смешались с более многочисленными славянами, «ославянились», и в конце концов все они стали древними новгородцами – недаром летописное предание повествует о происхождении новгородцев  следующим образом:  «Новгородьци от рода Варяжьска, преже бо беша Словени».  Название русь по мере «славянизации» варягов  соответственно  распространялось на славян и при  этом вытесняло исконное племенное имя славян – венеды (это древнейшее северо-западное наименование славянских племен до сих пор отражается в прибалтийско-финских языках: Россия по-фински называется  Venaja, по-эстонски - Venemaa, т. е. «Страна венедов»). Однако столица нарождающегося славянского государства была перенесена  князем Олегом из Ладоги и Новгорода  на юг – в Киев, и  в связи с переносом столицы именно здесь, в Среднем Поднепровье, а не в Поволховье, термин русь впервые закрепился в качестве территориального наименования – официального имени государства Русь, Русская земля, Киевская Русь; отсюда, вероятно, и пошло затем наименование целого народа  - русские.
Перейдем теперь к краткому рассмотрению так называемых «южных» гипотез происхождения названия Русь.  В них  предполагается, что  термин Русь независимо от летописных варягов возник в Среднем Поднепровье либо даже южнее – в причерноморских степях или в Крыму. Поначалу он являлся этнонимом – названием некоего южного народа, славянского либо неславянского, но, с появлением славянского государства на Среднем Днепре с центром в Киеве, данный термин сразу же отразился в наименовании этого государства, которое с самого начала стали называть  Русью, Русской землей. Скандинавы-варяги,  прибывавшие в среднеднепровскую Русскую землю, должны были принять ее имя и называться по имени славянского государства, в результате чего чужеземные народы, в частности, византийцы, стали смешивать русь-славян и русь-варягов.  «Смешение, - писал историк А.Н.Насонов, - происходило не только потому или, вернее, не столько потому, что русь называла себя варягами, сколько потому, что варяги, приезжавшие на юг России в Киев и там остававшиеся, принимали имя руса, называли себя русью» (см.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951. С. 37).
Как же появился  этноним русь в Среднем Поднепровье, ставший названием славянского государства?  Существует несколько предположений, но большинство из них аргументированы очень слабо. Историки искали некое древнее племя русов или росов  на территории первоначального ядра Киевского государства, однако такое племя, славянское либо соседнее неславянское, не упоминается никакими русскими письменными источниками.  Некоторые бездоказательно допускали иранское происхождение термина Русь, сближали его с библейским названием народа рош  ( по Библии, существовал  где-то  в Причерноморье в VI в. до н. э.!), с народом  hros, hrus в сочинении сирийского автора Псевдо-Захарии   (или Захарии Ритора)  середины  VI  в. н. э.,  с народом росомоны, который, по данным  древнего историка Иордана, в  IV в. н. э. был в числе подвластных  готскому царю Германариху племен (видимо, росомоны жили между Днепром и Доном),   и с  сарматским племенем  роксоланы ( II в. н. э.). Все эти сопоставления имени  русь с созвучными наименованиями древнейших народов выглядят довольно абстрактными: трудно сказать с достаточной определенностью, где конкретно жили эти народы (и существовали ли  некоторые из них вообще!), каков был у них язык и какие у них были связи со славянскими племенами. Ведь речь идет об очень ранних, доисторических временах, когда у славян еще не было ни своего государства, ни письменности.
Несостоятельными оказались и попытки сопоставить этноним русь с названием реки Рось в Среднем Поднепровье.  Это речное имя встречается не только на Среднем Днепре, но и в других областях Европы.  Но нет такой единственной реки Русь, с которой можно было бы связать племя русь, да еще таким образом, чтобы оно происходило  именно с берегов этой реки! А ведь только так можно убедительно доказать происхождение этнонима от речного названия.  И немаловажная деталь: исконно славянские этнонимы (к примеру, упоминаемые в «Повести временных лет» наименования славянских племен: поляне, дреговичи, вятичи,  северяне, радимичи, древляне и т.д.)  вовсе не повторяют названия рек, а образуются по совершенно другим моделям.
Более основательная гипотеза южного происхождения термина Русь выдвинута в последнее время О.Н.Трубачевым, крупным современным языковедом-этимологом. Он полагает, что имя Русь идет из Северного Причерноморья, где когда-то, задолго до н. э., проживали предки современных индийцев. Оно может объясняться   на основе древнеиндийского корня рукш-, рукс-,  означавшего «белый, светлый, блестящий».   Когда славяне вышли к берегам Черного и Азовского морей (V – VI вв.), они усвоили корень рукш-. рукс- и переделали его в Русь, назвав этим именем свое государство. Следовательно,  по исконному смыслу слово Русь – это «Белая страна». Если учесть, что белый цвет нередко ассоциируется с западом, западной стороной у разных народов (свет солнца дольше держится на западе), то слово Русь  имело скорее всего переносное значение - «Западная страна»,  и действительно Причерноморье  являлась западом для кочевых народов, находившихся к востоку от Черного моря. То, что слово Русь (из рукш-, рукс-) первоначально было связано именно с Причерноморьем, подтверждают некоторые имена собственные в этом регионе. Так, на западном побережье Крыма старинные итальянские карты отмечают сходный с именем Русь топоним Россатар, который трактуется О.Н.Трубачевым как «Белый берег», а по соседству, в устье Днепра существовало название местности Белобережье, - возможно, это перевод на русский язык  древнеиндийского названия с корнем рукш-, рукс-. Наконец в Причерноморье некогда обитал древний народ – роксоланы, т. е. «белые аланы»; данный этноним тоже привлекается для обоснования причерноморского происхождения термина Русь.
Итак, мы видим, что сторонники «северных» и «южных» гипотез подходят к вопросу о происхождении термина Русь совершенно по-разному. Наиболее для нас предпочтительным остается тезис о том, что имя Русь первоначально являлось  славянской передачей финского названия Швеции -  Ruotsi  - данное суждение наиболее полно и непротиворечиво подкрепляется лингвистическими и историческими доказательствами. Но вопрос этот остается дискуссионным.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Меня зовут Анна.

Расскажите о моей фамилии.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

По секрету

Слово ЯБЕДА нередко "раскладывают" на две составляющие: Я и БЕДА.

Однако к реальному происхождению слова это не имеет ни малейшего отношения. Уже в XIII веке в русских грамотах встречается слово 'ябетник'. Но употреблялось оно не в привычном нам значении "доносчик, наушник", тот, кто ябедничает", а означало всего лишь "должностное лицо".

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

Меня зовут Анна.

Расскажите о моей фамилии.

(Из почты ИИЦ "История фамилии")

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.