История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Есть вопросы? Вы можете задать их в Whatsapp, Вконтакте, Telegram или по тел.: +7(925)5180961 и др.

По секрету

Фамилия ЖЕМЧУЖНИКОВ имеет исконно русское происхождение.

Большинству современных россиян жемчуг кажется экзотикой, приобрести которую можно исключительно в ювелирном магазине. Но не так было в старину: в Древней Руси жемчуг не был диковинным камнем.

 

Л. И. Васильева

Отражение тотемистических представлений эвенков

в топонимии Южной Якутии

Весь Нерюнгринский улус и Южная Якутия в целом неразрывно связаны с культурой и языком эвенков. Традиционные верования — шаманизм, анимизм, промысловые культы и культы местных духов-хозяев, почитание племенных и семейных покровителей — сохраняются эвенками юга Якутии до сих пор.

В топонимии южноякутского региона прослеживается связь с тотемистическими представлениями эвенков. Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались такие птицы, как ворон (оли), орёл (киран), лебедь (гах), гагара (укан), утка-чирок (чиркони), чёрный дятел (кирокта), кукушка (ку-ку), кулик (чук-чумо), бекас (олиптыкин), синица (чипиче-чиче). Все эти птицы считаются помощниками шамана в обрядах лечения, добычи оленьих душ, добычи охотничьей удачи, здоровья для семьи и т.д. Все перечисленные птицы неприкосновенны, строго запрещалось их убивать и употреблять мясо в пищу [Мазин, 1984. С. 55].

Дятел в шаманских обрядах выступал как исцелитель и участвовал в обрядах лечения людей и животных. По словам информантов, в Нерюнгринском районе существует речка Кирэктэкэчи,которая названа по месту обитания птицы тотемного почитания. Кирэктэ с эвенкийского переводится «дятел», а аффикс -чи имеет значение ‘обладающий чем-либо, кем-либо’. 

Гидроним Рогочи (река Нерюнгринского улуса, левый приток р. Аччыгый) можно истолковать как ‘глухариная (тетеревиная) река’. Название восходит к эвенкийскому апеллятиву хорокu ‘тетерев, глухарь’. У эвенков во время кочёвок глухариное мясо было основным источником пополнения запасов свежего мяса, в результате чего ещё в глубокой древности у эвенков возникли культ глухаря и связанные с ним приметы, поверья и обряды.

Культ рыб у эвенков не отмечался, за исключением тайменя (делбон). Эвенки считали, что голову тайменя нельзя выбрасывать, надо вешать её на дерево, иначе может постигнуть неудача в промысле. Гидронимы Делинде (левый приток р. Иенгры, Нерюнгринский улус) иДелингнэ (левый приток р. Кускангра, Алданский улус) представлены эвенкийской топоосновой дели ‘таймень’. Следовательно, эти названия переводятся как ‘реки, богатые тайменем’. Таймень в мифологии эвенков является носителем шаманской души в водной стихии.

Среди земноводных почиталась лягушка, считавшаяся творцом и хранителем земли. Змея, ящерица и лягушка считались исцелителями болезней. Гидроним Багаобразован от эвенкийского слова (учурский диалект) бага ‘лягушка’. Лягушка у эвенков — одно из священных животных; она вместе с мамонтом и змеёй является творцом земли и духом-помощником нижнего мира в шаманской мифологии.

По одной из версий, гидронимСелигдар, правый приток р. Алдан, восходит к эвенкийскому апеллятиву сэли ‘мамонт’. Мамонт в эвенкийской мифологии был одним из священных животных и духов подземного мира.

Представления и обряды, относящиеся к культу медведя, были характерны не только для эвенков, но и для всех других народов Сибири. Наблюдая сходство в строении конечностей медведя и человека, древние охотники пришли к выводу, что медведь раньше был человеком. Отголосок такого представления сохранился в рассказе верхнеалданских эвенков о том, что медведь в процессе создания человека был одним из помощников его творца [Василевич, 1969. С. 216].

Культ медведя у эвенков описан многими авторами. Как отмечает А.П. Лазарев, «благодаря тому, что религиозные представления, связанные с медведем, в некоторой степени сохранились до настоящего времени, а в недавнем прошлом были распространены среди всех групп эвенков, этиологические произведения о небесном происхождении медведя, о появлении домашних оленей из его шерсти, о раскрашивании им бурундука или наказании рябчика сохранили значение религиозных мифов» [Лазарев, 2006. С. 99]. С культовым почитанием медведя можно связать такие топонимы эвенкийского происхождения, как Абага центральная, сельский населённый пункт на территории Олёкминского улуса, и Абага — сельский населённый пункт, центр Абагинского наслега Олёкминского улуса. В основе этих названий эвенкийский апеллятив aмaкa 1) ‘дед, дедушка’, ‘дядя’, ‘предок’; 2) ‘медведь’.

Эвенки-орочоны почитают также и волка. По представлениям эвенков, волк является одним из помощников в охотничьем промысле. Например, название Гускэнгрэ, правый приток р. Алдан, объясняется посредством эвенкийского языка: от гускэ ‘волк обыкновенный’. Также, по предположению Б.И. Леханова, гидроним Гувилгра может иметь значение ‘волчий вой’ (устное сообщение).

Отношение эвенков к лосю как к предмету культа формировалось тысячелетиями. «Это было обусловлено, — пишет С.И. Николаев, — не только могучей силой этих животных, но и тем, что они играли важную роль в повседневной жизни северных охотников: давали людям мясо, тёплую шкуру для одежды» [Николаев, 1964. С. 36]. С лосем у эвенков связано множество охотничьих обрядов и верований. Именно лосю было изначально посвящено древнее охотничье празднество-мистерия «Икэнипкэ».

Название реки в Нерюнгринском улусе Анамдяк исследователи возводят к эвенкийскому анам ‘летнее (августовское) название лося; лось перед спариванием’, топоформант -дяк обозначает место длительного действия. В бассейне реки имеется множество озёр и солончаки, где в летнее время кормятся лоси. В устье реки эвенки ставили долговременные жилища для того, чтобы охотиться на лосей.

О культе лося свидетельствуют многочисленные гидронимы эвенкийского происхождения. Например, озёра Большое и Малое Токо (от эвенкийского токu ‘лось’), река Токко в Якутии.

Олень занимает важное место в религиозных верованиях эвенков. От эвенкийского орон ‘олень’ произошло самоназвание забайкальско-амурских эвенков орочоны. Оленеводство — один из важнейших видов хозяйственной деятельности народов Севера.

Культ оленя отражается в следующих топонимах: Орочен — сельский населённый пункт на территории, подчинённой администрации п. Лебединый Алданского улуса; Ороченка — река, правый приток р. Малый Нимныр, Алданский улус; Гуингра — гора, расположенная в 8 км северо-восточнее села Иенгра, Нерюнгринский улус. Последнее название объясняется посредством эвенкийского языка: гуи соотносимо со словом гуядеран, что значит ‘поединок оленей’, топоформант -нгра указывает на принадлежность к топонимам: олени-рогачи затевают «сражения», стремясь «завоевать» самок.

Таким образом, древние тотемистические воззрения эвенков юга Якутии нашли отражение в топонимии региона. В результате анализа зоотопонимов можно сделать вывод, что медведь и олень являются наиболее важными и почитаемыми животными.

В статье использованы архивные материалы кафедры русской филологии Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Литература:

Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII— начало ХХ в.). — Л: Наука, 1969. 305 с.

Лазарев А.П. Эвенкийский миф-нимгакан // Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия: Сб. науч. трудов. — Благовещенск: БГПУ, 2006. — С.97–101.

Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец ХIX— начало ХХ в.). — Новосибирск: Наука, 1984.— 200 с.

Николаев С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии. — Якутск: «Якуткнигоиздат», 1964.

     Сведения об авторе

Луиза Ивановна Васильева — студентка 2-го курса Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета. Научный руководитель — старший преподаватель кафедры русской филологии Любовь Анатольевна Яковлева.

 

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

- Мама, а в молодые годы ты тоже постоянно смотрела сериалы?

- Ну, что ты, Ракель! Времени не было. Сначала институт, потом Изаура родилась, потом ты.

По секрету

Фамилия ЖЕМЧУЖНИКОВ имеет исконно русское происхождение.

Большинству современных россиян жемчуг кажется экзотикой, приобрести которую можно исключительно в ювелирном магазине. Но не так было в старину: в Древней Руси жемчуг не был диковинным камнем.

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

Топором не вырубишь.

- Мама, а в молодые годы ты тоже постоянно смотрела сериалы?

- Ну, что ты, Ракель! Времени не было. Сначала институт, потом Изаура родилась, потом ты.

Новости словесности

По России с любовью: занимательная топонимика

Если кто считает, что "топонимика" слишком скучное слово, то ни фига ошибаетесь. Автор этой подборки видеосюжетов (или заядлый путешественник?) доказывает это ровно за одну минуту:

Подробнее...

Без матчества и не скажешь

   Невестка заявила, что дает сыну свою фамилию, а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество". 

Подробнее...

Татарские имена: краткая песенная энциклопедия

   Когда за дело берутся талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".  

Подробнее...

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Наши новости

59-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 26 марта 2024 г., 12.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Списали на берег: топонимический шторм в 10 баллов… по шкале ЕГЭ

   Топонимическое творчество московских градостроителей  иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.

Подробнее...

Опубликованы тезисы докладов участников 58-й Научной студенческой конференции по топонимике

    Конференция состоялась 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате.  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

58-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 29 марта 2023 г., 15.00, в смешанном (очном и дистанционном) формате 

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ "История фамилии", 1996-2024.