История Фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Происхождение имён, фамилий и других имён собственных.

  Мобильная версия
Москва: +7 (903) 616-35-89, +7 (499) 760-26-04, +7 (495) 518-09-61
Краснодар: +7 (918) 661-41-41
Киев: +38-067-317-43-61; +38-050-961-94-24
 

 другие города…

Юрина Алина Андреевна. Использование приема технологии развития критического мышления «Ромашка вопросов Блума» в лингвокраеведческой работе при изучении топонимов (тезисы доклада на 51-й Научной студенческой конференции по топонимике, 2016 г.).

Юрина Алина Андреевна.  

Использование приема технологии развития критического мышления «Ромашка вопросов Блума» в лингвокраеведческой работе при изучении топонимов.

 

В рамках кружковой деятельности по изучению ономастики в регионе Воронежская область можно использовать задания, основанные на разнообразных приёмах технологии развития критического мышления, что позволит не только изучить особенности языка региона, привить любовь к родному краю и интерес к изучению русского языка, но и, безусловно, будет способствовать развитию критического и творческого мышления школьников. Школьники будут учиться работать с лингвистическими словарями, с языковым материалом, будут учиться структурировать полученную информацию и анализировать её, выступая в роли исследователей. Учащиеся могут работать как самостоятельно, открывая для себя что-то новое, так и совместно, взаимодействуя друг с другом.

Основными приёмами технологии развития критического мышления через чтение и письмо являются следующие: «Кластер», «Мозговая атака», «Синквейн», «Ромашка вопросов Блума», «Бортовой журнал», «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов», «Знаю — хочу узнать — узнал».

Нами было разработано занятие «Происхождение топонима Братки» для кружка по лингвокраеведению с использованием приёма «Ромашка вопросов Блума».

«Ромашка вопросов Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса: простые (при ответе на них нужно что-либо вспомнить), уточняющие (например, если я правильно поняла, то …), интерпретационные (объясняющие) вопросы (начинаются со слов почему / отчего, направлены на установление причинно-следственных связей), творческие вопросы (содержат частицу бы,элементы предположения), оценочные (направлены на оценку того или иного явления), практические (направлены на установление связи теории и практики) [Добротина 2014, с. 102–103].

Цель разработанного нами фрагмента занятия по лингвокраеведению, основанного на использовании приёма «Ромашка вопросов Блума», следующая: в интерактивной форме познакомить учащихся 5–6 классов с историей происхождения топонима Братки (село Терновского района Воронежской области).

Задание. Ответив на вопросы «Ромашки Блума», установите, каково происхождение топонима Братки (название села Терновского района Воронежской области).

Топоним — это название географического объекта.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя справочный материал, опираясь на комментарии учителя, используя ресурсы системы Интернет. Учащимся предлагается слайд со следующими вопросами.

Братки— село Терновского района Воронежской области, расположено на правом берегу реки Савала.

Село основано ещё в первой половине XVIII века крестьянами-однодворцами, которые были потомками мелких служилых людей [Прохоров 1973, с. 47].

Вопросы:

1.     От какого слова, на ваш взгляд, образовалось название Братки?

Предположение учащихся: от слова браток.

Учитель: какое значение имеет данное слово? (Учащиеся приводят значение слов браток, брат, используя толковые словари, ресурсы сети Интернет).

2.     Если я вас правильно поняла, то словом браток можно называть брата, двоюродного брата, сводного брата, названого брата, а также это слово может служить фамильярным обращением к мужчине?

3.     Почему в названии данного населённого пункта мы можем рассматривать слово брат в значении «лицо мужского пола, находящееся с другим лицом в какой-либо степени родства»? Почему также можно предположить происхождение названия от места Бродки?

Комментарий учителя. Работа со словарями.

Учитель. Местная легенда так объясняет происхождение названия. Жили братья, ссорились. Один из них — Костя — отделился, перешёл на другое место, и кончилась вражда в селе, которое зовется Братками. Если кто-нибудь не поверит легенде, то ему скажут: а почему же тогда село, что находится рядом, называется Костино-Отделец (отдел, отделиться)? Легенда называет и ещё одного брата – Макара, потому и появилось якобы село Макарово (ныне Листопадовка в Грибановском районе) [Прохоров 1973].

Есть ли другие легенды о происхождении названия Братки? Давайте обратимся к словарям и справочникам, системе Интернет (работа по группам).

Подготовленный материал может быть следующим.

Другая легенда рассказывает о том, что «когда-то Савала была так глубока, что для переправы через неё нужно было искать брод. Отсюда и пошло название Братки» [Топонимические предания Воронежской области-1, с. 6].

Эта легенда поддерживается научной версией происхождения топонима Братки. Данные словарей позволяют говорить о том, что название Братки в Терновском районе Воронежской области связано с названием места Бродки (от брод). То место, где обосновались первопоселенцы села, было известно как урочище Бродки.

(Комментарий учителя: названия урочище и бродки — это диалектизмы. Диалектное слово, диалектизм — это слово, характерное для какого-либо диалекта, территории; областное слово)

В «Словаре географической лексики Воронежского края (с историческими комментариями)» Вельмиры Ивановны Дьяковой и Валентины Ивановны Хитровой слово урочище имеет три значения: участок, занятый лесом; выпас, пастбище; болото [Дьякова, Хитрова 2009, с. 323].

Здесь, на речке Савале, находилось место, где можно было переходить на другую сторону вброд, и село получило наименование Бродки. Но, видимо, на топоним оказало влияние акающее произношение и оглушение д перед т:  село стали называть Братки [Прохоров 1973, с. 47].

Этой же версии происхождения топонима Братки вслед за Валентином Андреевичем Прохоровым придерживается Геннадий Филиппович Ковалев в книге «Микротопонимия Воронежской области. Словарь»:

«Бродки (Братки́) – урочище, место на р. Савале, «где можно было вплотную подбираться к берегу и переходить на другую сторону вброд», по урочищу названо село Братки (Бродки > Брадки > Братки) Терновского района [Ковалев 2007, с. 71]

В «Словаре русских народных говоров» слово брод с воронежской локализацией указано в значении «мелководная речка, ручеек, образующийся из родников» [СРНГ-3, с. 184]. (Комментарий учителя: локализация – это место распространения).

В «Словаре воронежских говоров» отмечены омонимы брод  – «мелководная речка, ручеёк, образующийся из родников» и брод — «протоптанная, прокошенная или прорубленная межа для раздела двух соседних участков покоса, леса» (одно из четырёх значений этого слова) [СВГ-1, с. 143].

В этом же значении — «мелководная речка, ручеёк» — упоминается слово бродок  в «Словаре географической лексики Воронежского края (с историческими комментариями)» В. И. Дьяковой и В. И. Хитровой. Слово брод в данном словаре имеет одно из значений «мелкое место на реке во всю её ширину, где можно перейти реку» [Дьякова, Хитрова 2009, с. 38].

4.     Предположите, какое ещё значение может иметь диалектное слово братки?

(Комментарий учителя. В «Словаре русских народных говоров» лексема (то есть слово) браток имеет семь значений, при этом первые четыре имеют такие значения:1) брат; 2) двоюродный брат; 3) сводный брат; 4) названый брат (локализация — северное, восточное) 5) подросток, юноша; 6–7 значения называют так растения (локализация Южная Россия) [СРНГ-3, с. 160]. Словобратки имеет значение «растение ViolatricolorL., сем. фиалковых; анютины глазки (локализация – сибирское) [СРНГ-3, с. 159], сравните: тамбовское брат с сестрой — растение сем. норичниковых; иван-да марья [СРНГ-3, с. 152].

5.     Как вы считаете, какая версия происхождения топонима наиболее вероятна? (От воронежского слова бродки изброд — «мелкое место на реке во всю её ширину, где можно перейти реку»). Почему? (Учащиеся доказывают свою точку зрения).

6.     Где можно применить полученные сегодня вами знания?

(Ученики: полученные знания мы можем применить на уроках русского языка, истории, на занятиях кружка по лингвокраеведению.

Учитель: вы познакомились с терминами топоним, диалектизм, историей  происхождения названия Братки. Эти знания  вам пригодятся при изучении раздела «Лексика. Культура речи» в 6 классе, а также при изучении курса «Историческое краеведение» и, конечно, на занятиях по лингвокраеведению).

Так приём «Ромашка вопросов Блума» позволяет развивать навыки критического и творческого мышления, навыки исследовательской работы школьников при их знакомстве с историей происхождения топонима Братки на занятиях кружка по лингвокраеведению.

Литература:

1.     Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011.

2.     Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5–9 классах. — М, 2014.

3.     Дьякова В. И., Хитрова В. И. Словарь географической лексики Воронежского края (с историческими комментариями). — Воронеж, 2009.

4.     Ковалев Г. Ф. Микротопонимия Воронежской области. Словарь. — Воронеж, 2007.

5.     Прохоров В. А. Вся Воронежская земля. Краткий историко-топонимический словарь. — Воронеж, 1973.

6.     Словарь воронежских говоров. Вып. 1. — Воронеж, 2004.

7.     Словарь русских народных говоров. Т. 3. — Л., 1968.

8.     Топонимические предания Воронежской области. Вып. 1 / Сост. Е. А. Орлова. Под ред. Т. Ф. Пуховой. — Воронеж, 2001.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:  Юрина Алина Андреевна, студентка 4 к.  историко-филологического факультета Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Людмила Николаевна Верховых.

 

ВНИМАНИЕ!

Для оперативного получения заказа в городах, в которых отсутствуют наши представители,  заказывайте Электронные варианты Фамильных Дипломов. Такой заказ может быть выполнен в течение одного рабочего дня.

История фамилий - подарок на свадьбу

Хочу всё знать...

Аналогом какой из перечисленных русских фамилий является фамилия лидера немецких социал-демократов Мартина Шульца?

По секрету...

  • 26 Март 2010

    Слово ФАМИЛИЯ придумали не в России. Но мы "изобрели" его новое значение.

    Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 Само слово familia появилось впервые в Древнем Риме (точнее всего значение этого слова можно передать словом «семья»). Правда, римляне в это понятие вкладывали более широкий смысл. Римская «семья» включала в себя не только современное русское значение «круг близких родственников, живущих совместно». Оно толковалось более широко.

    Подробнее...

Топором не вырубишь...

Научно-популярная газета «Мир имён и названий»

Поиск по сайту

Регистрация


История фамилии

              

Free business joomla templates
История фамилии © 1996-2017.

111
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100