История Фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

Происхождение имён, фамилий и других имён собственных.

Москва: +7 (903) 616-35-89, +7 (499) 760-26-04, +7 (495) 518-09-61
  Мобильная версия
Краснодар: +7 (918) 661-41-41
Киев: +38-067-317-43-61; +38-050-961-94-24
 

 другие города…

Исмаилов Ильяс. Активные методы обучения в курсе «Топонимия Крыма» (52-я Научная студенческая конференция по топонимике, 2017).

«Топонимию Крыма» мы, будущие историки, изучали в первом семестре на первом курсе. Сейчас по прошествии года, уже на 2-м курсе, у нас появилась возможность сравнить и переосмыслить всё слышанное, виденное и непосредственным участником чего мне доводилось быть лично.

Удивляло многое, например система оценивания. Так за удачный ответ, интересную мысль преподаватель тут же вручал неконвертируюмую денежную единицу «талант». Это был жетон с надписью «1 талант», который в конце занятия студент гордо возвращал преподавателю, а тот в своей накопительной таблице ставил против фамилии соответствующий балл. Все знали, что те пятеро, у кого будет больше всех баллов, будут освобождены от экзамена и пятёрка им гарантирована. Больше всего баллов — 10 можно было получить за успешное выступление на семинаре, но максимальное вознаграждение было только в том случае, если была интересная презентация, яркая наглядность, что-то своё, неожиданное.

Нас удивило то, что распределением тем выступлений, кому выступать, учётом выступавших… всем этим занимался назначенный «министр образования». Очень скоро это стал реальный помощник педагога, и надо признать: мы ему завидовали. «Министр» вёл строгий учёт, и мы знали: пришёл на занятие вовремя + 1 балл обеспечен; отсутствовал по любой причине — поощрительного балла не будет. Пропустил которольную — утратил возможность получить желанные баллы. Что интересно, на контрольных мы не списывали друг у друга по той причине, что три лучших работы получали дополнительные бонусы и потому «отличники» быстро освоили «правила конкуренции».

Уже на одном из самых первых занятий он назначил «Лорда-хранителя времени», который за 5 минут до конца занятия тактично напоминал об этом Владимиру Евгеньевичу. Было интересно наблюдать, как он искренне огорчался, но тем не менее сразу же переходил к выводам, закреплению вновь усвоенных терминов.
Рефреном звучал всегда один и тот же вопрос: «Что нового, интересного Вам сегодня запомнилось?», и вся группа словно заново переживала занятие, вспоминая то новое, интересное, что их сегодня поразило.

Однажды он обронил, что «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!» Как я теперь понимаю, чтобы зажечь, Учитель должен гореть сам!

На одном из первых занятий нам продиктовали десятка три основных терминов: астионим, годоним, комоним, хрематоним … Когда Владимир Евгеньевич сказал, что к концу курса мы все будем спокойно ими оперировать, не только я, никто не поверил. Напрасно! Потом мы наблюдали, как каждый демонстрировал лично знание терминологии. Происходило это так. Учитель произвольно спрашивает три любых термина. Ответил — значит знаешь. Одна  ошибка — сдаёшь снова. В конечном итоге сдали все.

Было необычным, что в своих занятиях педагог опирался на им же написанные книги: «Топонимия Крыма», «Историческая эволюция городской топонимии Симферополя», «Улицами Симферополя»…

Уже потом ребята стали говорить между собой, что это «Единственный преподаватель, который мог провести лекцию без конспекта». Согласитесь, куда интересней слушать человека, который буквально пропитан своим предметом, когда у человека горят глаза, когда он «взахлёб» делится с вами делом всей своей жизни. Конечно, многолетний опыт преподавателя давал о себе знать. Владимир Евгеньевич знает, как заинтересовать, как сделать так, чтобы хотелось идти на его занятия.

Очень часто он прерывал свою речь и, обратившись к нам, спрашивал о каком-нибудь произнесённом им слове, термине, сравнении, и часто оказывалось, что никто этого не знал, и тогда он терпеливо, доходчиво, интересно объяснял, и рассказ лился дальше.

Однажды это даже вдохновило меня на стихи, которые я приведу:

Не Дарвин он и не Эйнштейн,
Возможно, и гений его оспорим,
Но в наши ладони «скрижали» вложил,
топонимию открыл.


С улыбкой на лице, с огнём в глазах
Он дивный этот мир нам показал.
Рассказ его, подобно мифам о богах,
Я красивее речи не слыхал.

Преподаёт с огнём в груди,
И не заметить это было трудно,
И величайший он годонимист,
Топонимия — его фирменное блюдо.


На одном из занятий мы ознакомились с термином «наивная этимология». Наивная этимология — это самое простое объяснение названия топонимов, которое не выдержит критики и не имеет подтверждения в исторических источниках. Мне запомнилось такое сравнение.  Плохой шахматист делает ход, даже не подумав, что же будет дальше. Хороший — продумает на 4 хода вперед, мастер спорта — на 7 ходов. Так же и с наивной этимологией: «Речка Карасевка называется так потому, что в ней водятся караси», «Село Приятное Свидание называется так потому, что там встретились Екатерина и Потемкин»…

На первом же занятии Владимир Евгеньевич сказал, что к концу изучения курса по методике Полякова мы получим минимум второй разряд по топонимике, потому что освоим алгоритм работы с топонимом.

Уже потом на одном из практических занятий «по алгоритму Полякова» мы все получали по заданию на двоих, и, обложившись специально принесёнными из библиотеки словарями, атласами, выстраивали систему доказательств этимологии того или иного оронима или потамонима.

Никогда не забуду, как при изучении темы «оронимы Крыма» под песню Владимира Высоцкого на экране прошла презентация всех гор полуострова: Ай-Петри, Бабуган, Бака-Таш, Орман-Кош, Кастель, Таракташ, Яман-Таш…

Потом уже при изучении потамонимов Крыма: под музыку вальса «Амурские волны» перед нами предстали все реки и речушки Крыма. Раньше я видел только нашу Большую Карасевку, и то уже в верхнем течении. Никогда не думал, что в Крыму столько красивых и совершенно разных рек. Написал Карасевка и невольно вспомнил, что Владимир Евгеньевич к концу курса уже штрафовал нас, когда вместо исторических названий Буюк-Карасу кто-нибудь использовал новояз: Большая Караевка.

В чём-то при изучении курса топонимии Крыма нам, крымским татарам, было легче. Дело в том, что после того как мы усвоили топонимические термины, Владимир Евгеньевич обязал нас всех выучить основные форманты топонимов Крыма. Конечно, русским ребятам и девчонкам пришлось попотеть, но к концу курса уже вся группа знала, что на тюркском языке означает: аст, баш, биюк, дениз, ени, ешиль, кой, сала, сары, шехер…

Первоначально нас удивляло то, что наш Учитель категорически запрещал говорить «крымскотатарский топоним», а только тюркский. Не русский топоним, а славянский…
Уже потом, слушая депутатов, дикторов, я с горечью и одновременно с гордостью понимал, что они не учили топонимию Крыма.

Однажды Владимир Евгеньевич дал всем интересное задание: сочинить стихотворение, используя в нём любые топонимические термины. У кого-то получилось хорошо, у кого-то не очень, но всем было интересно. Я тогда написал следующее:

«О пользе топонимии»

По эргонимам узнаешь,
Куда летом поступать.
Подготовиться заранее —
Легче будет балл набрать.

Пелагонимы все знай,
Чтобы летом отдохнуть,
Сил набраться, загореть,
А потом обратно в путь.

В лес пойдешь — фитоним помни.
Попусту цветы не рви.
Вдруг эндемик- то последний?
Для потомков сохрани!

В чужой город попадёшь —
На годонимы смотри,
Агоронимы запомнишь —
И гостиницу найдёшь.


Как-то, заметив, что кто-то из студентов пытается подсказать ответ, Владимир Евгеньевич задумался, а потом подозвал подсказчика. Сначала я подумал, что он будет его ругать, но они о чём-то пошептались, потом подозвали меня, ещё одну девушку.

Дальше в классе произошло следующее. Владимир Евгеньевич вызывал студента и по тому, что мы показывали, он должен был угадать, что за термин мы показывали. Надо признать, что выполнить задание было непросто, особенно нам. Впрочем, судите сами:

Это мы показываем порейоним (имя собственное корабля)
Ороним — имя собственное рельефа местности, чаще всего горы.

Но о каком изучении топонимии может идти речь, если всё время держать студентов в помещении, ведь одной из составляющих этой дисциплины являются «полевые» исследования. Однажды после изучения тем «годонимы», «агоронимы» мы отправились на экскурсию по улицам Симферополя.

Ладно я, приехавший из северного Крыма, который совершенно не знал города, в котором учусь, но я с интересом наблюдал, как мои товарищи, которые всю жизнь прожили в Симферополе, разинув рот с удивлением слушали Владимира Евгеньевича.

Не скрою, меня удивило, когда в самом начале экскурсии, словно мы дети, Владимир Евгеньевич рассказал о правилах дорожного движения, о том, как мы будем переходить улицу, а в конце добавил, что сейчас вы экскурсанты, а в самом скором будущем сами будете учителями, и соблюдение техники безопасности — обязательная составляющая любой экскурсии.

Когда на следующий день, на занятии у другого педагога, мы делились впечатлениями о вчерашней экскурсии, то профессор Непомнящий, услышав о том, что сам Владимир Евгеньевич водил нас по городу, неожиданно воскликнул, что если бы знал, то обязательно принял бы в ней участие, так как лучшего знатока улиц Симферополя, чем наш учитель, по его мнению, в России нет! Я с ним согласен.

Курс топонимии Крыма закончен, но многие студенты продолжают контактировать с Владимиром Евгеньевичем уже потому, что собирают материал о топонимии своего родного села, выявляют забытые или известные только местным жителям оронимы, пишут в местные газеты статьи об исторических названиях своего района.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:  Исмаилов Ильяс, студент 2 курса ИС-16 Крымского инженерно-педагогического университета.

Научный руководитель:  д.и.н., Поляков Владимир Евгеньевич.

 
 
 
 

ВНИМАНИЕ!

Для оперативного получения заказа в городах, в которых отсутствуют наши представители,  заказывайте Электронные варианты Фамильных Дипломов. Такой заказ может быть выполнен в течение одного рабочего дня.

История фамилий - подарок на свадьбу

Хочу всё знать...

Какая из этих фамилий напоминает о «транспортной фамилии» предка?

По секрету...

  • 26 Март 2010

    Слово ФАМИЛИЯ придумали не в России. Но мы "изобрели" его новое значение.

    Само слово «Familia» появилось впервые в Древнем Риме (точнее всего значение этого слова можно передать словом «семья»). Правда, римляне в это понятие вкладывали более широкий смысл. Римская «семья» включала в себя не только современное русское значение «круг близких родственников, живущих совместно». Оно толковалось более широко.

    Подробнее...

Топором не вырубишь...

Научно-популярная газета «Мир имён и названий»

Поиск по сайту

Регистрация


История фамилии

              

Free business joomla templates
История фамилии © 1996-2017.

111
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100